Внедорожные мотоциклы требуют не только базовых навыков вождения мотоцикла, но и некоторых специфических умений, которые необходимы на бездорожье. О том, какие из них рекомендовано осваивать в первую очередь — читайте в этой статье.
Скилл #1: Правильная посадка сидя и в стойке
Это первое, что нужно освоить неофитам эндуро. Правильная посадка на мотоцикле является основой, на которой строятся маневрирование, удержание равновесие, а также многие другие техники и приемы. В случае, если райдер сел на мотоцикл «как получилось», он попросту не сможет выполнять некоторые вещи (например, перестроение из одной стойки в другую), будет испытывать дискомфорт и в целом быстрее уставать.
Итак, что же нужно для того, чтобы грамотно оседлать внедорожного коня?
— Сидеть нужно как можно ближе к баку, над подножками: для того, чтобы не ошибиться, ориентируйтесь на самую низкую точку в изгибе сиденья;
— Колени должны быть плотно прижаты к баку: таким образом райдер сможет уверенно держаться на мотоцикле, распределяя свой вес между сиденьем и подножками.
Самое главное на данном этапе — не упираться руками в руль: они должны быть согнуты в локтях и чуть расставлены в стороны. Важно избегать повышенной нагрузки на кисти, так как они быстро забьются от вибраций, поэтому следите за тем, чтобы хват грипс был уверенным, но легким. При этом надо следить, чтобы указательные пальцы всегда располагались на рычагах тормоза и сцепления — так как работать ими придется намного активнее, нежели на дорожных моделях.
Скилл #2: Разгон-торможение
Это базовое упражнение, которое не только позволит прочувствовать динамику техники, но и выявит возможные ошибки в посадке — если на этом этапе вы почувствовали дискомфорт в руках, ногах или спине, то вернитесь к предыдущему пункту (можно заснять себя на камеру и взглянуть на общую картину со стороны).
Как же выглядит сама тренировка?
— Садимся на мотоцикл, выезжаем на относительно ровную площадку и начинаем движение;
— Набрав скорость, тормозим: в этот момент важно, чтобы за удержание райдера на мотоцикле отвечали прижатые к баку ноги, а не упершиеся в руль руки;
— Если предыдущие два пункта выполнены успешно, постепенно увеличиваем скорость разгона и резкость торможения;
— После того, как это кунг-фу было освоено, то переходим к высшему пилотажу: в момент разгона убираем левую руку за спину и далее связку «старт – разгон – торможение» выполняем только с правой рукой на руле.
Таким образом вы не только научитесь контролировать разгон с торможением, но и научитесь держать баланс, что будет очень полезно при езде по неровному, влажному или рыхлому грунту.
Скилл #3: Ловим баланс
Еще одно полезное упражнение, нацеленное на то, чтобы райдер отработал правильную посадку и чувство баланса. Все предельно просто (на словах, не на деле):
— Садимся на мотоцикл, выезжаем на относительно ровную площадку и начинаем движение;
— Сбавляем газ до минимума и стараемся проехать как можно большее расстояние, удерживая равновесие и не опуская ноги на землю;
— После того, как это кунг-фу было освоено, то переходим к высшему пилотажу: проделываем все то же самое, только стоя на подножках. Если вы верно выполнили рекомендации по правильной посадки, то сделать это будет легко — главное следить за тем, чтобы ноги были по-прежнему прижаты к баку, а руки не упирались в руль.
Скилл #4: Повороты
Еще одно двойное упражнение, которое можно выполнять как сидя, так и в стойке. Его суть заключается в том, чтобы научиться эффективно маневрировать. Для начала немного физики. Есть такая штука, как «гироскопический эффект», и на мотоцикле он проявляется следующим образом: если нужно повернуть в одну сторону, то давить надо на противоположную выбранному направлению грипсу. В общем если надо налево, то давим на руль справа, если надо направо — давим на руль слева. А теперь к упражнению!
— Выбираем относительно ровную площадку и выбираем себе некие ориентиры для поворота (при желании можно озаботиться яркими дорожными конусами);
— Садимся на мотоцикл и начинаем движение;
— Приблизившись к повороту, начинаем давить на бак мотоцикла ногой, которая прижата к нему с внешней стороны траектории поворота, одновременно надавливая на руль рукой с этой же стороны и немного свешиваясь с мотоцикла в сторону наклона. Отрабатываем до тех пор, пока не будет определен уровень силы, необходимой для того, чтобы плавно войти в поворот.
— После того, как это кунг-фу было освоено, то переходим к высшему пилотажу: встаем на подножки и вновь едем к повороту, только вместо давления бедром задействуем перенос массу тела на подножку, которая находится на внутренней дуге разворота.
Совет: это тот этап, когда нужно решительно искоренять привычку при движении смотреть на переднее колесо мотоцикла — взгляд райдера должен быть направлен на траекторию движения с опережением минимум в 1-2 метра.
Скилл #5: Маневрирование
Фактически это усовершенствованный вариант предыдущей тренировки, но переходить к нему стоит только после того, как базовые повороты освоены и уверенно преодолеваются обоими способами.
— Змейка: выставляем несколько конусов (флажков, фигуристых коряг) по прямой, выдерживая расстояние в 2-3 метра, и преодолеваем дистанцию, чередуя объезд препятствия с правой и с левой стороны;
— Круг: берем препятствия из предыдущего пункта и расставляем их по окружности диаметром порядка 5 метров, и начинаем круговое движение, оттачивая навык разворота в ограниченном пространстве;
— Коридор: вспоминаем медленную езду из второго пункта, усложнив задачу тем, что предварительно обустраиваем для упражнения узкую (порядка полуметра в ширину) тропу, по которой нужно проехать на минимальной скорости.
Разумеется, это далеко не полный список полезных упражнений — но для первых тренировок его будет более чем достаточно, чтобы освоить основные принципы езды на эндуро.
А какие упражнения посоветуете новичкам вы?