Найти тему
Юлия Власова

Семьеведение начинают преподавать в школах

Не так давно, просматривая «Психологическую газету», я наткнулась на сообщение, что в некоторых школах России преподают такой предмет как Семьеведение. И для такого урока создали два учебника: один – для учащихся, другой – для преподавателей. И я подумала, что такие занятия могут помочь получить детям из неполных или проблемных семей какие-то теоретические знания о семье - её роли, возможностях, сложностях и т.д. Хотя вообще, на мой взгляд, для подростков из большинства семей такие знания могут оказаться интересными и полезными, даже если они будут фыркать и хихикать по поводу некоторых тем.

Если, например, меня попросить рассказать что-то о семье и её возможностях, то сперва я, скорее всего, растеряюсь – столь велика и объёмна эта тема. Мельком я просмотрела в учебнике первые темы для учителей. Выглядят они как план-конспект урока. На мой взгляд, изложено довольно суховато. Зато какие поднимаются темы!

- зачем людям отношения;

- что такое личность;

- любовь и дружба;

- семейные ценности.

При творческом подходе к этим вопросам можно помочь детям увидеть глубокое понимание ценностей семьи, её различные аспекты в жизни человека, начиная с самого рождения и до глубокой старости.

Раньше считалось, что учить жизни в семье нет необходимости. Возможно, это считалось само собой разумеющимся навыком. А ведь, на самом деле, это – высочайшее искусство. Искусство это включает в себя огромное количество тесно переплетающихся уровней:

- отношения с самим собой;

- отношения с партнёром внутри семьи;

- отношения с родителями/родственниками старшего поколения;

- отношения с детьми/внуками;

- отношения с внешним миром во всём его многообразии…

И всё это в бесконечном многообразии вариантов.

Бесспорно, что семья накладывает очень сильный отпечаток на всю жизнь человека. Бесспорно и то, что отношения в семье становятся либо источником силы и вдохновения либо серьёзных проблем и душевной боли. Отношения вообще считаются одной из самых сложных тем в жизни человека. И отношения в семье – очень значимая часть в жизни практически любого человека.

При том, что в современном мире очень много сложностей в самом институте семьи, ценность гармоничных отношений в семье только увеличивается. Хотя много разочарований в этой сфере часто рождают скепсис: а вообще возможно ли счастье в семье, или: вы сами-то видели счастливые семьи? Но я думаю, что сама сложность вопроса должна вдохновлять на поиски найти решение. Хочу надеяться, что уроки по семьеведению смогут помочь хоть немного современным детям в решении их вопросов в создании семьи.

Меня же в своё время очень вдохновила фраза Леонида Тальписа: «Это счастье, если вам есть, с кем разделить свой завтрак». Конечно, семья может быть очень разной, состоять из разного количества людей, решать совершенно разные вопросы… Но если в семье есть любовь, близость, взаимопонимание, поддержка, высота и глубина, то это драгоценность в жизни человека и всех его близких. А если такой семьи нет, то к ней можно стремиться. И в этом есть большое вдохновение.

А на ваш взгляд, надо ли учить детей жить в семье?

(с) Юлия Власова, косметолог-массажист, психолог, перинатальный психолог.

***

Использованы материалы:

«Психологическая газета» со ссылками на текст учебников:

https://psy.su/feed/9395/?utm_campaign=news&utm_medium=mail&utm_source=%D0%9F%D1%81%D0%B8%D1%85%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D0%BF%D0%BE%D0%B4%D0%BF%D0%B8%D1%81%D1%87%D0%B8%D0%BA%D0%B8&utm_content=

Материалы из обучающих семинаров Леонида Тальписа.