Не так давно, просматривая «Психологическую газету», я наткнулась на сообщение, что в некоторых школах России преподают такой предмет как Семьеведение. И для такого урока создали два учебника: один – для учащихся, другой – для преподавателей. И я подумала, что такие занятия могут помочь получить детям из неполных или проблемных семей какие-то теоретические знания о семье - её роли, возможностях, сложностях и т.д. Хотя вообще, на мой взгляд, для подростков из большинства семей такие знания могут оказаться интересными и полезными, даже если они будут фыркать и хихикать по поводу некоторых тем.
Если, например, меня попросить рассказать что-то о семье и её возможностях, то сперва я, скорее всего, растеряюсь – столь велика и объёмна эта тема. Мельком я просмотрела в учебнике первые темы для учителей. Выглядят они как план-конспект урока. На мой взгляд, изложено довольно суховато. Зато какие поднимаются темы!
- зачем людям отношения;
- что такое личность;
- любовь и дружба;
- семейные ценности.
При творческом подходе к этим вопросам можно помочь детям увидеть глубокое понимание ценностей семьи, её различные аспекты в жизни человека, начиная с самого рождения и до глубокой старости.
Раньше считалось, что учить жизни в семье нет необходимости. Возможно, это считалось само собой разумеющимся навыком. А ведь, на самом деле, это – высочайшее искусство. Искусство это включает в себя огромное количество тесно переплетающихся уровней:
- отношения с самим собой;
- отношения с партнёром внутри семьи;
- отношения с родителями/родственниками старшего поколения;
- отношения с детьми/внуками;
- отношения с внешним миром во всём его многообразии…
И всё это в бесконечном многообразии вариантов.
Бесспорно, что семья накладывает очень сильный отпечаток на всю жизнь человека. Бесспорно и то, что отношения в семье становятся либо источником силы и вдохновения либо серьёзных проблем и душевной боли. Отношения вообще считаются одной из самых сложных тем в жизни человека. И отношения в семье – очень значимая часть в жизни практически любого человека.
При том, что в современном мире очень много сложностей в самом институте семьи, ценность гармоничных отношений в семье только увеличивается. Хотя много разочарований в этой сфере часто рождают скепсис: а вообще возможно ли счастье в семье, или: вы сами-то видели счастливые семьи? Но я думаю, что сама сложность вопроса должна вдохновлять на поиски найти решение. Хочу надеяться, что уроки по семьеведению смогут помочь хоть немного современным детям в решении их вопросов в создании семьи.
Меня же в своё время очень вдохновила фраза Леонида Тальписа: «Это счастье, если вам есть, с кем разделить свой завтрак». Конечно, семья может быть очень разной, состоять из разного количества людей, решать совершенно разные вопросы… Но если в семье есть любовь, близость, взаимопонимание, поддержка, высота и глубина, то это драгоценность в жизни человека и всех его близких. А если такой семьи нет, то к ней можно стремиться. И в этом есть большое вдохновение.
А на ваш взгляд, надо ли учить детей жить в семье?
(с) Юлия Власова, косметолог-массажист, психолог, перинатальный психолог.
***
Использованы материалы:
«Психологическая газета» со ссылками на текст учебников:
Материалы из обучающих семинаров Леонида Тальписа.