Найти тему
Т и В делали ТВ

Владимир Максимов: Телевидение - это служба спасения, не меньше

Лето - пора подведения итогов минувшего телесезона и мечтаний о следующем: газеты полны интервью генпродюсеров ведущих каналов - идет активное соблазнение будущей аудитории. Как всегда, ухаживание - это в первую очередь форма.

А с Владимиром Максимовым - единственным в нашем городе настоящим и успешным креативным телепродюсером - Ольга Шервуд беседовала о самой сути нынешнего телевидения.

- Мы разговариваем во время фестиваля "Культура в эфире" - на пароходе, который плывет из Казани в Нижнекамск. Зачем вы здесь?

- Безумно не хватает самых неожиданных, спонтанных впечатлений - они всплывают потом сами собой, когда надо что-то придумать...

- Такое изучение жизни?

- Отчасти. Но намного интереснее, почему собравшиеся здесь почти триста человек стали заниматься этой культурой. Что ими движет?

- А что для вас означает выражение "Культура в эфире"?

- (Cмеется.) Абсолютно ничего, поскольку нынче это в первую очередь - культура выдачи программ в эфир, их "упаковка" - новый, более современный способ подачи материала. А вовсе не тема - о художниках там или о писателях. Канал "Культура" люди смотрят не потому, что им ее, культуры, не хватает. А потому, что людям интересно, как две девушки ведут свой змеиный сериал (имеется в виду программа "Школа злословия" с Татьяной Толстой и Дуней Смирновой; с осени она перейдет на НТВ - О.Ш.) или как Швыдкой руководит своей "Революцией". По какому каналу идет интересная передача - не имеет значения. Тем не менее то, что на "Культуре" собираются программы, отличные от всех других, - безусловно. И важно, что они делаются не для тупого рейтинга. И чувствуется: к зрителю относятся не как к потребителю или электорату, а как к людям, которых по крайней мере уважают.

- Знает ли об этом "чужой" зритель?

- Тут аналогия с театром или с концертом. Некоторые приходят, допустим, в оперу просто из любопытства или из соображений некоего престижа - даже анекдотов достаточно много про Большой театр и новых русских... Они могут чувствовать себя там неловко, или им скучно - а сказать об этом, они чувствуют, нельзя. Так вот, у этих людей есть возможность "пойти" на канал "Культура" - так, незаметно для окружающих, - и понять, на каком они свете. Я не думаю, что все они немедленно начнут приобщаться к интеллигентной аудитории, но потенциально у них есть такая возможность. У самого же канала есть установка на некую изначальную избирательность, и хорошо.

- А прочие каналы все больше похожи один на другой...

- Сейчас идет активный процесс их деления. На тех, кто для самого широкого круга (внутри них - подборки передач для зрителей разного возраста, разного социального уровня), - и специализированные. Проблема в том, что все каналы ориентируются на рекламодателя, а на аудиторию - лишь опосредованно. Скажем, у НТВ изначально была установка на активную часть населения с достаточно высоким уровнем дохода - именно она обладает высокой покупательной способностью; этот урок восприняли затем и "Россия", и Первый канал. Под интересы именно этой публики строится программная политика, заказываются сериалы и так далее. Мне эта ориентация не близка.

Специализируются же каналы сугубо по темам, эта тенденция будет сейчас укрепляться. Наблюдается большой успех двух спортивных каналов, видимо, за ними пойдут каналы о том, что так или иначе людей привлекает, - может, посвященный здоровью, или чисто детский, или даже познавательный. Или про путешествия, или про кулинарные штучки. Все это очень перспективно - опять-таки для рекламодателя: его улов стопроцентный, не важно, у кого какие доходы.

- Какой канал вы бы хотели сделать сверху донизу - или снизу доверху?

- А мне неинтересно делать какой-то канал. Сейчас неправильно мыслить только одним каналом. Сейчас очень важно понять, для чего вообще существует телевидение. И какая, собственно, миссия у людей, которые там работают. Я убежден на сто процентов, что именно телевидение в первую очередь способно помочь людям выжить в этом мире. Выжить - в самом прямом и самом большом значении этого слова. Мир стремительно меняется: страшно растет количество информации, которую мы должны переваривать, увеличивается нестабильность всего вокруг... Люди вынуждены создавать систему своей личной, семейной, на третьем плане - отечественной безопасности. Люди должны быть готовы к любым эксцессам, самым неожиданным. Дело не только в диверсиях или терактах - человек может вдруг остаться без средств к существованию. Или его родственники или дети вдруг оказываются больны. Либо подвержены каким-то дурным наклонностям - например, наркотикам... Как справиться с бедой? Каким образом, в том числе, и не допустить беды? Я считаю, миссия телевидения как раз в том, чтобы человека готовить к испытаниям и неурядицам. Чтобы сделать его уверенным в своих силах, способным противостоять в этой жизни всему неожиданному и всем возможным рискам.

- Телевизор как учитель жизни?

- Вот он стоит в углу, этот ящик. В углу всегда была икона. Самое, если хотите, смешное - то, что телевизор в какой-то степени ее заменил. Люди не молятся на телевизор в прямом смысле, но, совершенно очевидно, ждут от него некой обратной связи.

- "Спасения"?

- Да. Прежде у человека была прямая связь с верой через икону - человек знал, что если он будет почитать Бога, то Бог его вознаградит и избавит от особых напастей каких-то. Сейчас подспудно происходит то же самое - человек отдает достаточно много времени телевидению и рассчитывает получить некий "толк". Но практически ничего не получает, хотя отдача должна быть обязательна.

- Можно ли как-то это конкретизировать?

- Есть понятие генетического кода - передача по наследству определенных характеристик индивидуума. Но от поколения к поколению необходимо передавать и некую генетическую установку - некие правила поведения в определенных случаях. То, что движет нами в экстремальных ситуациях. Этот набор един для нации; человек обязательно должен чувствовать, что получает общее одобрение, если действует в соответствии с этими установками.

- А семья, частная собственность и государство перестали либо не начали исполнять эту функцию... получается, телевидение сильнее этих вечных институтов?

- Телевидение имеет наиболее выигрышные возможности для того, чтобы это постоянно делать. Чтобы постоянно показывать все это на конкретных очень реальных примерах, говорить об этом самым разным языком - от сериалов до документальных передач. Но такая задача перед ним вовсе сейчас не стоит, все, скажу снова и снова, подчинено коммерции. Прибавим сюда полнейшую безответственность журналистов - они вообще не думают, ради чего материал появляется на экране. Они дезориентируют людей, восхваляя низменное, а это, конечно, кощунство. К низменному всегда тяготела большая часть человечества, но в обществе должно быть осознанное, заложенное с детства в каждом человеке, стремление низменному противостоять. Иначе - беда. Катастрофа для народа, который посчитал, что ему это не нужно.

- Кто и как может подвинуть профессиональное сообщество в правильную сторону? Возможно ли это в принципе?

- Раньше это, не смейтесь, называлось идеологией и пропагандой. Государство понимало, что воспитание людей (я не забыл о цензуре, но сейчас мы о другом) - стратегическая задача, и, как любая стратегия, она не может быть кратковременной, - и отпускало огромные деньги на это. На телевидении средства должны быстро оборачиваться, ни один спонсор или рекламодатель никогда не даст деньги на длительную перспективу, на несколько лет вперед. Поэтому никакая "видеология" (назовем это так, к примеру) не будет финансироваться магнатами. Получается, только государство. Но оно говорит: денег нет.

- Чем грозит ситуация?

- Через некоторое время богатые люди столкнутся с тем, что, предположим, их дети, получив образование и войдя в бизнес, не получат "правильной" страны. Бедное и брошенное на произвол судьбы население сгенерирует что-то подобное крестьянским бунтам - когда, если вспомнить историю, жгли усадьбы. Окружение будет таково, что существовать в стране окажется невозможно. Надо либо уезжать - что довольно трудно, если у тебя тут бизнес и недвижимость, либо менять окружение. Тогда они начнут вкладывать деньги в совсем другое телевидение.

- Сколько лет понадобится, чтобы это понять?

- Думаю, лет пять. Скорее всего это задача нового президента. У нынешнего руки не дойдут, хотя, выводя страну из нищеты, надо в первую очередь помнить: разруха - в головах...

- А в головах у руководителей каналов - все тот же рейтинг. И "упаковка".

- Рейтинг - это просто уровень продаж, не более. Чтобы продать, надо упаковать, нужен яркий фантик, чтобы заглотнули. А что внутри жвачка на самом деле - то, что выплевывается через десять минут, - никого не волнует...

- Недавно я прочитала, что скоро человек станет надевать или очки, или шлем специальный - и уже экраны компьютера, и телефона, и телевизора, совмещенные в один, будут на стекле перед глазами. "Икона" будет "в глазу". Сделает ли это человечество счастливее? Лучше? Спокойнее? Или наоборот...

- При любом развитии техники у тех, кто стоит во главе, должно остаться понятие миссии. Ради чего всё? Вот вопрос. Ради контроля?

- Контроля?

- Практически все сейчас подчинено именно контролю.

- Сильнее, чем раньше?

- Да. Коммерческим структурам надо обязательно контролировать степень воздействия на потребителей, чтобы уровень продаж все время рос. Иначе они прогорят. Политикам нужен обязательный контроль за поведением электората - иначе они могут проиграть.

- Очевидно, контроль тем легче будет удаваться, чем больше аудитория унифицирована. Всех должны привести к единому стандарту - потребительскому.

- Обязательно.

- Но тогда какой смысл говорить о какой бы то ни было культуре? Она занимается сугубо противоположным - индивидуальностью, личностью... "Их" больше, у "них" деньги, надо просто сдаться - "они" все равно победят, а мы сделаемся зомби?

- Именно в этом направлении следует достаточно хорошо поразмыслить людям, которые имеют большой опыт знания истории разных эпох, философам... Пока я не встречал таких исследований. Должна назреть необходимость очень точного понимания того, как развиваться. Как развиваться нашему обществу, чтобы не проиграть в борьбе за выживание в этом мире...

- ...всего человечества на этой планете.

- Пока речь идет о выживании конкретной страны, но через какое-то время война начнется между цивилизациями. И надо все время думать, как выживать, как готовиться к худшему. Худшее - хотим мы или нет - все равно придет. Оно и в оскудевании наших недр, наших моральных ценностей, самой энергии нации, еще чего-то... поэтому задача - обязательно, обязательно людей готовить. И, готовя, обязательно давать позитивные примеры. В основе должна быть очень хорошая созидательная акция - во всех программах. Зрители должны настраиваться не на пассивное восприятие, а на активную созидательную деятельность или мысли. Им должно быть понятно, откуда черпать энергию.

Досье

Владимир Максимов - телережиссер, телепродюсер. Родился в Ленинграде. Окончил факультет телережиссуры ЛГИТМиКа. В профессии - с 1963 года. Вместе с женой Тамарой Максимовой автор многих передач, программ и циклов, которые заложили традицию того либо иного жанра на отечественном телевидении.

"Один за всех и все за одного" (1968 - 1975) - телеигра для подростков, сотрудничество личности и коллектива, первый в СССР цикл в жанре телеигры;

"Янтарный ключ" (1975 - 1980) - телеигра для молодежи, первые в СССР телемосты между Ленинградом, Ригой, Вильнюсом, Таллином;

"Телекурьер" (с 1982 года) - специальный репортаж, мобильная камера, неофициальная городская жизнь;

"Музыкальный ринг" (1983 -2000) - дискуссионное телешоу, свободный микрофон, прямой телефонный разговор со зрителем в эфире, легализация андерграунда, первое использование в эфире интернета и мобильных телефонов;

"Общественное мнение" (1984 - 1988) - политическое шоу, первое использование интерактивного телевидения в СССР, голосование аудитории;

Три 24-часовых телемарафона - "Детский", "Чернобыль", "Возрождение Санкт-Петербурга" (1989 - 1990);

"Кто с нами?!" (1992, 25 серий) - фермерское шоу;

"Встреча нового политического года" (1993) - политическое шоу, первое в истории СССР прямое подведение итогов голосования по референдуму о Конституции и выборам в Думу;

"5 минут о хорошей жизни" (1994, 45 выпусков) - серийный репортаж о первых успехах приватизации в России;

"Непобедимые" (1995, 75 выпусков) - серия военных историй к юбилею Победы;

"Вкус к жизни" (1995, 26 серий) - развлекательно-познавательное шоу;

"Самый модный" (2004) и "Нострадамус-шоу" (2004) - утренние шоу.

И конечно, градусник внизу экрана (с 1998).

Главный менеджер ОРТ (1995).

Главный режиссер ТРК "Петербург" (1996 - 1999).

В 1989 году основал первую независимую телекомпанию "ТВ-Нева". Работает вместе с супругой Тамарой и дочерью Анастасией.

Тамара и Владимир Максимовы - лауреаты премии Союза журналистов СССР за создание "Музыкального ринга", "Общественного мнения", "Телекурьера".

В 1991 году вышла книга Тамары Максимовой "Музыкальный ринг" - единственная, посвященная их деятельности.

Ни одна программа Максимова никогда не была выдвинута на соискание ТЭФИ. Более того, он даже не был приглашен ни на одну церемонию этой академии хотя бы как гость.

Немало проектов Владимира Максимова реализовано и растиражировано на разных каналах - без его участия и даже упоминания автора идеи. "Воруют? И прекрасно, - говорит он. - Значит, со мной все в порядке. Было бы гораздо хуже, если бы не воровали".

Ольга Шервуд