Я преподаю теорию музыки в консерваторском училище - и я вполне лояльна к пропускам студентов. Во-первых, мои занятия прогуливают нечасто, а во-вторых, это всё вопрос личного выбора. Разумеется, кроме обстоятельств здоровья! Заставлять, принуждать, навязываться - последнее дело: нет так нет, встретимся на экзаменах. Примем в дар заслуженные оценки. В контексте моего опыта, такие случаи единичны.
Но вопрос-таки возникает.
Вопрос мне нередко озвучивают самые разные люди - дружественные и незнакомые, близкие к нашей профессии... или же от неё бесконечно далёкие. Вопрос о том, готова ли я высоко оценить на экзамене непосещавшего студента.
От меня ждут действий "по справедливости".
Проникшись заочно-дистантным духом, общество всё больше поддерживает идею свободного присутствия в каких бы то ни было просветительских процессах. Грубо говоря, "обучаемый" сам изволит решать, где добыть знания-умения-навыки, - педагог же обязан, с холодной головой, зафиксировать их наличие/отсутствие "языком цифр".
А я вот диву даюсь. Неужели ТАКОЕ хоть где-нибудь реально работает, если говорить о профессиональном образовании? "Из уст в уста", "из рук в руки" - разве подобный посыл может потерять актуальность? Что творится с системой, если путь "в обход" становится чуть ли не вариантом нормы?
Я счастлива сознавать, что реализуюсь именно в музыкальной педагогике. Значимость личного взаимодействия "ученик - наставник" в нашем деле (включая теоретическую его составляющую!) невозможно переоценить. И тем не менее, "заочники" находятся даже на нашем направлении.
Создав некогда прецедент - распространив дистантную опцию на музыкантскую учёбу - авторы ответственных решений одномоментно низвергли вековые принципы педагогики искусства. Принципы организаторские, законы моральные, основанные на живом, эмоционально окрашенном слове, на тактильном контакте, на тонких интонационных градациях, на спонтанном реагировании - а иногда и на полной ясности "без слов". Одни лишь взгляды!
Можно, не показываясь учителю неделями, не утруждая себя регулярными явками, однажды бесстрастно кинуть в чат: "Я Вам всё вышлю..." Можно не сделать и этого, а просто по-тихому дождаться экзамена: авось повезёт!
Когда я встречаюсь в сессию с подобными подходами, моему пацифизму приходит конец. Кстати, рубежные экзамены я принимаю непременно с комиссией - считаю своим долгом собрать коллективное мнение.
И, знаете, это всегда слабо. Энергетически - на нулях. Потерянно. Порой - информативно и даже в чём-то технично, по факту же - совершенно бесцельно. "Отбояриться", "отбрехаться", "отмазаться" - так и не поняв, о чём предмет.
При прочих равных, я окажу поддержку исправно ходившему на занятия студенту: пусть даже не всё пока ладится по программе - но есть осознанность восприятия, которая обязательно "прорастёт" результатами. Да, позже - но прорастёт. Я верю а упорство идейных "очников". На них, в конечном итоге, лежит ответственность за дальнейшее процветание нашей сферы - в интересах общества.
Уважаемые коллеги, что для вас посещаемость? Верите ли в возможность успешного обучения "по книжкам"? А в эмоциональную составляющую процесса?