"Обслуживать" различные магазины, аптеки и прочие подобные предприятия мне приходится довольно часто. "Временная подработка" для меня превратилась в что-то вроде профессии. И всё бы ничего, но во многих случаях я сталкиваюсь с дикими претензиями. Один такой случай произошёл буквально в день написания этой статьи.
Претензии сводятся к одному: "Где обещанный бум продаж??? Почему покупатели не идут в магазин?!". Из этого становится ясно, что у большинства наших "предпринимателей" нет никакого представления о том, чем занимается промоутер. И ладно бы только это: у них нет даже элементарных представлений о человеческом поведении, базовых знаний об окружающем мире и хотя бы элементарной логики. Все эти владельцы магазинов и аптек до помешательства верят в магию. А шишки летят в парня, раздающего листовки.
Именно про магию мне заливала сегодняшняя продавщица. Мол, клиенты не идут, потому что у меня нет соответствующего "настроя" и я не излучаю нужные "флюиды". Всё на полном серьёзе, на повышенных тонах и в довольно оскорбительном тоне. С таким больным на голову работодателем я сотрудничать, естественно, не собираюсь.
По сути, впрочем, таких было большинство. Возможно, среди читателей этого блога есть предприниматели, которые тоже не имеют точного представления о том, чем занимаются промоутеры, на что они способны и что от них зависит.
Самое главное в этом вопросе - МАГИИ НЕ СУЩЕСТВУЕТ. Даже если промоутеру удаётся привлечь много покупателей в магазин, никаким "настроем" и "флюидами" здесь и не пахнет. Собственно, от промоутера в этом деле толком ничего не зависит.
Задача промоутера сводится к тому, чтобы предоставить потенциальным клиентам информацию. Он вкратце рассказывает прохожим о продающемся в этом магазине товаре или об оказываемых услугах, может показать дорогу к магазину. И всё. Каким-либо манипулированием людьми промоутер заниматься не может.
Итак, человек сам принимает решение о том, нужно ли ему покупать ваш товар. И повлиять на его волеизъявление промоутер не может. Вы должны чётко уяснить себе - если человек не хочет покупать ваш товар, значит, этот товар ему не нужен, либо у него нет на него денег. Так в чём же виноват промоутер? В том, что не дал денег бедному прохожему, или в том, что не убедил его непременно зайти в магазин и купить товар? Но как можно убедить, если товар ему В ПРИНЦИПЕ НЕ НУЖЕН?
Дамочка, о которой шла речь выше, полушутя сказала, что я должен "привести клиента к ним за ручку". Именно так - насильно. Но это, извините, подпадает под статью 127 УК РФ - "Незаконное лишение свободы". За такую "услугу" промоутера могут и посадить.
Как же обеспечить приток посетителей?
Если уж вы так непременно хотите себе "бум продаж", то в первую очередь отстаньте от промоутера - он ничем вам не поможет. И присмотритесь к тому, что, где и кому вы продаёте. Постоянный приток клиентов, в том числе во время промо-акции, может обеспечить только продуктовый магазин или магазин дешёвой одежды. Это товары, в которых все люди нуждаются постоянно и за которыми они, собственно, каждый день выходят в город.
Если же у вас ювелирный магазин или аптека, никакого "бума продаж" вам не видать, как своих ушей: данные виды продукции слишком специфические, это не товары повседневного спроса. И никакой "позитивный настрой" промоутера не сможет завлечь прохожих в такой магазин.
Впрочем, ювелирный магазин может обеспечить себе значительный приток покупателей, но для этого он должен располагаться в центре шумного города-миллионника. Собственное население здесь имеет высокие зарплаты, кроме того, в такие города стягиваются люди со всего мира - и это богатые люди, многие из которых приехали сюда специально для того, чтобы тратить деньги. Однако наш Абинск - это убогая деревня, в которой почти все обитатели живут едва ли не в абсолютной нищете. Открывать ювелирный магазин в такой дыре - очень глупая затея. Но такие магазины у нас есть, и они нанимают промоутеров... а потом продавцы орут на них за то, что те "не привлекают покупателей". Орали и на меня.
Беспросветная тупость российских маркетологов
К сожалению, большая часть российских маркетологов - клинические идиоты. Всю свою деятельность они сводят к тому, чтобы бездумно перенимать готовые модели. Однако если модель работала в одних условиях, то не факт, что она сработает в других. Модели, предназначенные для американских или немецких городов, не сработают в России, и наоборот. Модели, основанные на жизни людей в больших городах, не подойдут для бедных деревень. Промо-акция, направленная на образованную аудиторию, провалится, если население безграмотно.
Торговая деятельность как таковая - это социальная деятельность. И чтобы успешно продавать свой товар именно в этом месте, ты должен изучить местных жителей - их нравы, привычки, чего они хотят от жизни, их интеллект и уровень образования - и, конечно же, доход. Однако наши маркетологи не утруждают себя такой работой, упирая на то, что "все люди одинаковые", а значит, одну и ту же модель можно слепо применять к любым территориям и типам товара.
Возможно, маркетологи - просто лютые отшельники. Или страдают аутизмом. Поскольку любой, кто активно общается с окружающими людьми, понимает, насколько они разные. На поведение человека, его интересы, мысли и кругозор влияют сотни факторов, из которых не последнюю роль играет доход. Тот, кто стабильно получает 100 тысяч рублей в месяц, ну ничем не похож на того, кто с трудом зарабатывает 15 тысяч. Первого можно легко привлечь дорогостоящей сверкающей безделушкой, которая "подчеркнёт его статус"; а вот единственный способ привлечь второго - предложить ему продукты по сниженной цене.
Так что, господа, не нужно орать на промоутеров. Они делают всё, что от них зависит. Но какими-то магами и волшебниками они не являются. И если клиенты не идут в ваш магазин - это ваша вина, а не наша.
Заинтересовались материалом? Подписывайтесь на канал! 😉
Ещё статьи этого автора: