Большой и обстоятельный разговор о лейбле Jazzland, втором джазовом детище Оррина Кипньюса и Билла Грауэра после Riverside, стоит начать с первых выпущенных на Jazzland пластинках и внимательного анализа каталога, растянувшегося чуть меньше, чем на сто альбомов.
Как и в случае с Riverside, Кипньюс был ответственен за музыкальную составляющую, Грауэр за финансовую - стоит однако отметить, что судя по тому, что последняя запись для Jazzland состоялась в июле 1962 года ('Johnny Lytle - Moon Child', JLP 81), лейбл перестал активно работать еще примерно за год до смерти Грауэра в декабре '63-го. Последние же выпущенные под этой вывеской пластинки можно найти уже с подписью Orpheum, сигнализирующей о середине шестидесятых в качестве времени издания.
Так получилось, что первые пятнадцать выпусков стартовавшего в начале шестидесятых лейбла были выпущены исключительно в моно - аналогию с проектами Боба Вайнстока той поры (Prestige, New Jazz, Swingville, Moodsville) проводить не стоит, поскольку Кипньюс не только не опирался на звукорежиссера Руди Ван Гелдера, находившегося со стерео порой в непростых отношениях, но и более того, выдавал на Riverside и, впоследствии Jazzland, стерео-издания откровенно переигрывающие привычное моно.
Разгадка кроется в том, что первые пятнадцать альбомов Jazzland были переизданиями с Riverside, причем, что вполне справедливо, крепко подзабытого музыкального материала.
Печатались они с оранжевыми этикетками с текстом черного цвета - любопытно что первые 25 (соответственно и 15 обсуждаемых переизданий) выпусков лейбла имели так называемый small label, с которым хорошо знакомы поклонники Riverside. Суть сводится к тому, что диаметр подобной этикетки несколько меньше, deep groove и текст кажется больше, располагается в немного другом месте, нежели у изданий с традиционными десятисантиметровыми лейблами. Отличаются подобные Jazzland и отсутствием упоминания Билла Грауэра в нижней части этикетки.
На сбеге многих пластинок можно рассмотреть знакомые буквы AB, что как и небольшая выемка вокруг шпинделя сигнализирует о печати на заводе Abbey. Увы, буквы эти в данном случае далеко не столь заветные, как, скажем, знаменитое 'ухо', буква P, означающая завод Plastylite, где в тот же период времени печатали Blue Note. Ждать от Jazzland высокого качества массы, как и от его старшего брата Riverside, не стоит - Кипньюс и коллеги акцентировали свое внимание в первую очередь на музыкальном материале.
Существуют противоречивые сведения о том с какого момента следует давать отчет стерео записям на Riverside, однако сам Кипньюс вспоминал что 'Monk's Music' (официально первая джазовая пластинка лейбла в стерео, запись июня 1957 года) имела знаменитые технические накладки (в результате которых в стерео-издании не хватает одной композиции) ввиду определенной неопытности звукорежиссеров.
Первые же пятнадцать номеров Jazzland напоминают преимущественно про записи, сделанные в 1956 году и начале '57-го - скорее всего большая часть музыкальных откровений того периода была запечатлена еще на однодорожечный магнитофон.
Обложки пятнадцати первых номеров приведены ниже, слева издание Jazzland, справа - конверт оригинального Riverside или двух, в случае если пластинка была собрана с двух прежде выпущенных альбомов.
Как нетрудно заметить пластинки не имели единых элементов дизайна и не были объединены в некую серию, что в очередной раз подтверждает, что изначально лейбл планировалось использовать в качестве площадки для хитроумной перетасовки старого материала.
Не указан на конверте и автор оформления первых пластинок Jazzland - примечательно, что с появлением на лейбле свежих записей сформировался и некоторый единый стиль. Разработал его небезызвестный Кен Дирдофф, ответственный за множество легендарных обложек Riverside той поры - во многих случаях он оставлял примерно четвертую часть конверта под перечисление музыкантов (порой даже под вступительные строки сопроводительного текста), оставшееся же пространство заполнял яркой абстракцией или преимущественно крупными планами музыкантов, зачастую дополненными фильтрами пастельных оттенков.
Последовавшая впечатляющая серия новых записей прервалась на 72 номере, альбоме Сонни Роллинза 'Sonny's Time', который являлся сборкой его записей 1957 года. После чего нового материала стало резко меньше и переиздания и свежая музыка следовали вперемешку - ниже представлены выпуски со старым музыкальным материалом (номера 72, 79, 82, 83, 85, 86, 88, 90, 92, 93, 96, 97).
Как и выше, сборники с двух пластинок отмечены амперсандом. Отдельно стоит отметить номер 85, пластинку Бенни Голсона, которая выходила с альтернативными обложками - исходя из моего опыта, первая, черная с иллюстрацией, издавалась раньше.
Что касается особенностей этикеток, то смена с привычного оранжевого на красноватый (Orpheum) случилась между 86 и 88 номерами - встретить альбом Чета 'Polka Dots & Moonbeams' с оранжевыми лейблами мне не удалось. Дискогс указывает, что Роллинз был напечатан в 1962 году, а Чет в '63-м, я же склонен думать, что оба появились где-то в середине шестидесятых, хотя бы потому, что компания Orpheum была организована весной '65-го.
Стоит отметить и появляющуюся на лейблах и конверте 'Polka Dots & Moonbeams" надпись 'Electronically Enhanced For Stereo'; альбом был записан в сентябре 1958 года и в свое время благополучно издавался в стерео на Riverside - судя по всему, Orpheum попросту не имели доступа к оригинальным стерео-пленкам и накрутили стерео уже сами, как могли.
Пару слов необходимо сказать и про номер семнадцать: мало того, что имя Вуди Германа не слишком вписывается в длинный ряд присутствующих на лейбле молодых модернистов, но и более того, альбом является переизданием не с Riverside, а с Sesac, любопытного проекта, выпускавшего пластинки специально для ротации на радио.
Впрочем, четвертую итерацию знаменитого 'Herd' Германа можно было смело причислять к группам, работающим в модерн-джазовой идиоме, учитывая, что в бенде работали хорошо знакомые поклонникам Jazzland трубач Нэт Эддерли, саксофонист Зут Симс и пианист/вибрафонист Эдди Коста.
В следующем тексте о Jazzland речь пойдет про европейские записи, послужившие основой для порядка десяти альбомов на лейбле.