Найти в Дзене
Ностальгия по СССР и 90-м

7 городов бывшего СССР, где по-прежнему работает фуникулер

Оглавление
Где на постсоветских просторах еще можно прокатиться на романтичном и экзотическом виде транспорта?
Где на постсоветских просторах еще можно прокатиться на романтичном и экзотическом виде транспорта?

Фуникулером принято называть рельсовый транспорт на канатной тяге для перевозки людей на небольшое расстояние по трассе с большим уклоном, где имеется сложный рельеф местности. Само слово образовано от латинского "funiculus" - канат. Впервые для перевозки людей их стали использовать с 1854 года в итальянской Генуе и австрийском Зоммеринге.

Чаще всего фуникулер представляет собой однопутную железную дорогу с верхней и нижней станцией и разъездом посередине, обслуживаемую двумя немоторными и связанными между собой кабелем как противовес вагонами. Двигатель, приводящий в движение систему, обычно находится на верхней станции.

Данный вид транспорта является довольно старым и экзотическим, и сейчас вместо него часто используют канатные дороги, эскалаторы или лифты. Несмотря на то, что фуникулеры входят в систему городского общественного транспорта, они притягивают и туристов как местная достопримечательность.

Сегодня в нашем обзоре мы познакомим вас с 7 сохранившимися фуникулерами на просторах бывшего СССР, которые отсортированы по увеличению длины линии. Ранее фуникулеры также действовали в Светлогорске (Калининградская обл.) и Нижнем Новгороде, а в горах Кабардино-Балкарии в ущелье Адыр-Су действует уникальный автомобильный фуникулер-подъемник.

1. Одесса, Украина

Год открытия: 2005, длина: 130 метров

Фото: odessanews.net
Фото: odessanews.net

Небольшая линия длиной 130 метров, открытая в 2005 году, проходит вдоль знаменитой Потемкинской лестницы из 192 ступеней и соединяет морской порт с Приморским бульваром. Вопреки официальному наименованию как фуникулер, подъемник является по конструкции наклонным лифтом с 2 независимыми кабинами с противовесом. Каждая кабина движется по своему пути с уклоном 30° и вмещает 12 пассажиров. Управляется лифтером из каждой кабины.

Ранее здесь с 1902 по 1965 годы действовал классический фуникулер, замененный в 1970 году на каскад эскалаторов, которые в свою очередь проработали до 1997 года.

Цена билета - 3 гривны (~8 руб., самый дешевый на постсоветском пространстве)

2. Каунас, Литва

Годы открытия: 1931 и 1935, длина: 142 и 135 метров

Фото: cheslav-kara.livejournal.com
Фото: cheslav-kara.livejournal.com

Этот город единственный в бывшем СССР, где можно найти сразу 2 работающих фуникулера. Более старый и известный фуникулер Жалякальнис длиной 142 метра, открытый в 1931 году, доставляет пассажиров на Зеленый холм от Военного музея им. Витовта Великого к необычному костелу Воскресения. На нем до сих пор работают деревянные ретро-вагоны.

Второй менее известный фуникулер Алексотас длиной 133 метра, открытый в 1935 году, находится в противоположной стороне города. Линия ведет от берега реки Неман рядом с мостом Витовта Великого на крутой холм Алексотас, откуда хорошо виден Старый город. На маршруте также используются аутентичные ретро-вагоны с деревянными лавками.

Цена - 0,5-0,7 евро (~40-55 руб.)

3. Владивосток, Россия

Год открытия: 1962, длина: 183 метра

Фото: vk.com/liazov
Фото: vk.com/liazov

Это единственный в России фуникулер, который работает в режиме общественного транспорта. Линия из двух станций длиной 183 метра на склоне сопки Орлиной была открыта в 1962 году по предложению Хрущева, и соединяет Пушкинскую ул. с ул. Суханова. Перепад высот составляет 67 метров. В 2002-2005 году система была закрыта на реконструкцию, хотя здесь по-прежнему используются оригинальные вагоны ЛВЗР выпуска 1960-х годов.

С верхней станции открывается отличный вид на Бухту Золотой рог и вантовый Золотой мост на остров Русский. Основные пассажиры - студенты находящегося рядом с нижней станцией Дальневосточного госуниверситета.

Цена билета - 20 руб.

4. Киев, Украина

Год открытия: 1905, длина: 222 метра

Фото: tov_tob.livejournal.com
Фото: tov_tob.livejournal.com

Фуникулер в украинской столице длиной 222 метра был запущен в 1905 году, и поднимает пассажиров по клону Владимирской горки на высоту 76 метров на высокий правый берег Днепра в Верхний город от Подола с речным вокзалом и метро Почтовая площадь. За свою вековую историю система пережила несколько реконструкций и удлинение на 40 метров.

На линии находятся 2 станции с разъездом, пассажиров возят 2 вагона модели ФК-80 1984 года выпуска вместимостью до 100 человек каждый. Ежедневно им пользуются около 15 тыс. киевлян и гостей города. Уклон пути составляет 18-20°. Вагоны питаются посредством пантографа от верхнего контактного прохода подобно трамваю.

Цена билета - 8 гривен (~22 руб.)

5. Сочи, Россия

Год открытия: 1934, длина: 374 метра

Фото: transphoto.org
Фото: transphoto.org

В главном российском курортном городе единственный работающий сейчас фуникулер является ведомственным и принадлежит военному санаторию "Сочинский" Минобороны. Он был открыт в 1934 году для удобной доставки отдыхающих от основной территории лечебницы, находящейся на возвышенности на удалении от моря, к пляжу. Высота спуска составляет 83 метра, воспользоваться подъемником могут только постояльцы санатория, проезд для них бесплатный.

Линия однопутная, с разъездом и промежуточной остановкой под путепроводом Курортного проспекта. После реконструкции, длившейся с 2007 года, с 2015 года используются два швейцарских вагона Doppelmayr вместимостью до 60 человек. До этого с 80-х годов использовались вагоны ВГД-2 выпуска Малаховского завода.

Также имеется еще одна, ныне заброшенная с 2010 года линия фуникулера в закрывшемся санатории им. Орджоникидзе длиной 353 метра с перепадом высоты 73 метра, сооруженная в 1952 году. Примечательна тем, что ее путь частично проходит в тоннеле под Курортным проспектом длиной 120 метров, что делает систему более близкой к мини-метро. В тоннеле можно найти и законсервированные вагоны ВГД-1 Малаховского завода.

6. Баку, Азербайджан

Год открытия: 1960, длина: 455 метров

Фото: transphoto.org
Фото: transphoto.org

Линия длиной 455 метров, открытая в 1960 году, соединяет площадь на проспекте Нефтяников и Нагорный парк со смотровой площадкой, откуда открываются открыточные виды на столицу Азербайджана.

В 1990-2000-х годах подъемник периодически закрывали из-за малого пассажиропотока и ремонтных работ. В 2012 году фуникулер к Евровидению был капитально реконструирован: вместо советских вагонов ЛВЗР закуплены новые швейцарские и построены новые вестибюли. Сейчас действуют нижняя и верхняя станции с разъездом посередине, 2 вагона вмещают по 28 человек каждый.

Цена проезда - 1 манат (~40 руб.).

7. Тбилиси, Грузия

Год открытия: 1905, длина: 491 метр

Фото: tourister.ru
Фото: tourister.ru

Рекордная до длине линия на всем постсоветском пространстве (491 метр), открытая в 1905 году, соединяет центр города (ул. Чонкадзе) с парком аттракционов и рестораном на святой горе Мтацминда, и имеет 3 станции. После обрыва троса в 2000 году система длительное время до 2013 года находилась на реконструкции.

По единственному пути с 70-метровым разъездом и промежуточной станцией сейчас ездят 2 вагона швейцарского производства, каждый из которых вмещает 60 пассажиров. Высота подъема - 235 метров, угол наклона 28-33°.

Цена проезда - 8 лари (~180 руб.) + 2 лари карта парка.

👍 Подписывайся, ставь лайк, комментируй!