Кино понравится тем, кто любит Хэнкса, собак и истории с роботами. Для всех остальных фильм может показаться глубоко вторичным, если не «третичным». Можно даже викторину устраивать – кто и сколько найдёт в нем парафраз из голливудской продукции прошлого.
Я, например, нашел мотивы из фильмов: «Валли», «Безумный Макс», «Книга Илая», «Я легенда». Как вы заметили – все эти фильмы о жизни после апокалипсиса. «Финч», разумеется, тоже о жизни после мировой катастрофы. И на первый взгляд кажется, что в этой картине всё понятно сразу, смысл её прост, а сюжет очень несложен. Но это только на первый взгляд…
Том Хэнкс, который для американцев вроде российского Евгения Леонова или Юрия Никулина - то есть, личность настолько же легендарная и харизматичная – не стал бы сниматься в третьесортном кино. Собственно, делать насквозь вторичный фильм в Голливуде тоже бы не стали.
В чём же тогда загадка?
Несмотря на то, что в этой кинокартине нет насилия (хотя оно предполагается самими обстоятельствами) – этот фильм, как мне думается, не для семейного просмотра. Вся его «вторичность» - это уловка для обмана вашего мозга, который не должен отвлекаться на новизну картинки или сюжета, вы не должны выработать много адреналина в ходе просмотра, чтобы он не отвлёк вас от главной мысли картины.
Этот фильм стоит смотреть в одиночестве и, сопереживая, «умереть» вместе с главным героем так, чтобы никто рядом не чесался, не чавкал, не ёрзал и не болтал. Последние 20 минут фильма надо прожить очень внимательно, выслушать Тома Хэнкса, постараться запомнить его слова и тогда вы станете немного другим человеком. Определённо лучше, чем были до этого.
К сожалению, наше общество очень боится смерти. Это нормально - избегать кладбищ, похоронных процессий, словно смертью можно заразиться вторично. Но проблема в том, что мы не хотим даже думать о своём уходе, говорить о нём с родственниками или друзьями, а меж тем это очень важно. В конце концов, это элементарная вежливость по отношению к тем, кто остаётся ещё жить.
В наше ковидное время смерть стала ещё неожиданней, чем была до этого. Конъюнктурщики, которых тема-то мало интересует, а важен заработок, снимают сериалы вроде «Эпидемии» или «Выживших». Но если смотреть и видеть в этих событиях прежде всего судьбу человека, то появится фильм «Финч».
Об этом не хочется знать и думать, но ежедневно (что с ковидом, что без него) на планете готовится к уходу сотни тысяч человек. Их мысли и чувства не менее важны, чем мысли у чувства тех, кто приходит им на смену.
Апокалипсис происходит не столько вокруг главного героя – он происходит в его угасающем организме, не в силах остановить смерть герой Тома Хэнкса даёт малую надежду миру, который останется после него. Когда эта надежда немного крепнет – изменяется и пейзаж мира – обратите на это внимание.
К слову, этот фильм можно смотреть и пониманием того, что все события, весь апокалипсис происходят в голове одного человека, не то чтобы даже в его воображении, а в его понимании реальности. Собственно, так и есть на самом деле.
Эта вселенная умирает не в результате космических катастроф. Она вся и сразу умирает с каждым отдельным человеком, который что-то о ней знает.