Найти тему
Илья Клишин

Нас заставляют думать, что Катерина — «луч света в тёмном царстве». Это не так

О том, что такое лингвистическое программирование, знает каждый. Хотя бы на уровне шуточного вопроса «А вы уже перестали пить коньяк по утрам?», который заведомо исключает тот вариант, где вы не пили коньяк по утрам.

Но думали ли вы, что большая часть наших школьных сочинений построены ровно по такому же принципы. И если ребенка просят написать о том, почему же в пьесе Островского Катерина является лучом света в тёмном царстве, то ему не оставляют возможности написать сочинение, где он бы сказал, что Катерина таким лучом не является.

Почему так происходит?

Дело, конечно, не только и не столько в том, что неплохой юный критик Добролюбов 150 лет назад написать невыносимо длинную статью под названием «Луч света в темном царстве». И даже не в том, что Добролюбова и всех других условно левых критиков решила канонизировать советская власть.

Николай Добролюбов
Николай Добролюбов

Добролюбов вообще, к слову, боролся со своим мракобесием прошлых николаевских времен и выступал за свободу выражения мнений в этом тексте. Но поскольку он невыносимо длинный, никто об этом не узнает. И все под копирку пишут сочинения о Катерине как луче света.

В этом и цель — заставить ребенка сломать волю к своему мнению. Воспитать послушность. Разработать навык высказывания правильного мнения. Не просто высказывания, но и как бы аргументации.

Если бы вместо луча света, там значилось: почему Катерина робот-андроид или почему Катерина диснеевская русалочка, эффект был бы тем же самым. Главное заставить. Главное сломать.

А теперь про саму русалочку, то есть Катерину. Она, конечно, никакой не луч света. Давайте разбираться.

Да, окружающий её мир можно назвать тёмным царством. Дремотный купеческий город на Волге, полный лжи, лицемерия, измен и домашнего насилия. Место, где попираются человеческое достоинство, свободная мысль и сама мечта о будущем (прямо как современная школа, кстати).

Иллюстрация к пьесе «Гроза» художник С. Герасимов
Иллюстрация к пьесе «Гроза» художник С. Герасимов

Можно ли его изменить? На самом деле да. Но очень медленно. Дети и внуки этих купцов будут ездить на автомобилях, рубить вишневые сады, а также отдыхать на водах в Германии. Это долгий и сложный процесс, который зависит от каждого отдельного человека.

Но это нескоро. А Катерина несчастна сейчас.

Можно ли оттуда сбежать? Сложно, но можно. Катерина является свободным человеком. Можно уехать в Москву, в Петербург. Устроиться на работу, получить образование (хотя бы какое-то). Даже за границу можно уехать.

Делает ли Катерина хоть что-то? Нет.

Она среди этой тягомотины невразумительно изменяет мужу и кончает с собой. Конец.

В чём тут луч света? В том, что она была внутри хорошим и светлым человеком? Да там 95 процентов города были хорошими и светлыми людьми внутри.

Александр Островский «Гроза»
Александр Островский «Гроза»

Она дала кому-то надежду? Нет, не дала.

Она изменила что-то? Нет, не изменила. Вишневые сады все равно будут рубить через 40 лет. Безотносительно ее поступка. Глупого поступка.

Да, ее жалко. Но она не луч света. Если есть проблема, надо ее решать. Надо бороться до конца. Надо верить в себя.

Подписывайтесь на канал и читайте также:

Нас учат, что Чацкий — молодец, но на самом деле Софья была права во всём.

Почему нас учат, что Обломов лучше Штольца (хотя это не так). И при чем тут Сталин?