Повесть американского писателя Эвери Кормана «Крамер против Крамера» получила мировую известность во многом благодаря одноименному фильму с Дастином Хоффманом и Мэрил Стрип в главных ролях. Это произведение – история о двух родителях, которые после развода пытались по-честному «поделить» ребёнка. Ситуация в семье героев довольно узнаваемая: муж, Тэд, все свое время проводит на работе, но при этом изо всех сил пытается играть роль любящего отца и супруга. Его жена, Джоанна, – домохозяйка, которая занимается воспитанием их сына, четырехлетнего мальчика Билли. Но молодая женщина не может и не хочет довольствоваться этой ролью и однажды уходит из семьи, оставив малыша на попечение своего неидеального супруга.
Вопреки ожиданиям, которые наверняка возникли у читателя при поверхностном знакомстве с этим персонажем, Тэд справился с двойной нагрузкой: после ряда недоразумений он все-таки нашел общий язык с Билли и не потерял работу. А через полтора года Джоанна, превратившись в успешную деловую женщину, решила отсудить мальчика у своего бывшего супруга.
В этой повести родители ведут себя довольно неприглядным образом. Тэд не понимал (или не хотел понять?), что его жена эмоционально выгорела в качестве домохозяйки и даже роль счастливой матери не могла скрасить ее серых будней в четырех стенах. Что касается Джоанны, то ей явно не хватило терпения и такта в отношении супруга. Тэд мыслил традиционными категориями, считая, что мужчина – добытчик, а жена – хранительница домашнего очага, и, похоже, что это его главный серьезный недостаток.
К счастью, благодаря любви к маленькому Билли оба родителя к финалу поумнели. Тэд, наконец, в полной мере стал отцом, а Джоанна проявила рассудительность и немалое мужество, решив вопреки вердикту суда оставить сына с отцом, к которому тот крепко привязался.
Мораль повести проста: супруги, ставшие родителями, уже не принадлежат самим себе (по крайней мере, до взросления ребенка) – их время, амбиции и разочарования должны уходить на задний план перед огромной ответственностью за маленькое, беззащитное существо, которое отныне находится на их попечении. И вообще, влюбленные, вступив в брак, становятся одним целом. Простое, но многозначительное название повести подчеркивает аномалию разводов: его подтекст означает, что Крамер разделился и выступил сам против себя. Произведение Кормана можно назвать художественным пособием по педагогике для родителей, где в доступной форме показано, как не надо поступать в случае обострения семейного кризиса.