Продолжаем наш пятисерийный статейный сериал, посвященный караимам - загадочной и немногочисленной этнической группе. Итак, 3 серия, посвященная старинному селению Маджалис!
Старое селение Маджалис, расположенное на границе степей и гор на реке Уллучай, было основано в 1581 году уцмием Султан-Ахмедом, как центр Кайтагского уцмийства. Для еврейской диаспоры, по приданиям, оно приобрело значение, как одного из самых значительных мест расселения, со времен средневековья.
Но со второй половины XIX в. этот дагестанский аул в ученой еврейской среде приобрел широкую известность в связи с находкой А.С. Фирковичем еще одного древнейшего манускрипта Торы, получившего название «Маджалисский документ».
В Маджалис А.С. Фирковича направил старый дербентский раввин Ильяху Мизрахи. От него Фирковичу стало известно, что в синагоге селения имелась древняя рукопись на коже, замурованная в стене дома местного раввина.
По прибытии Фиркович сразу направился к дому раввина. Это был Ханукка бен Хаим. Фиркович красочно описывал, как принимала его семья р. Хануки, по восточному обычаю угощали, и у него не сразу, а после долгого разговора, появилась возможность спросить у хозяина о древних рукописях. Помог присутствовавший в комнате сын Ханукки, Рафаэль, который также знал место, где был спрятан свиток – его достали из простенка. Это была копия приписки с Дербентского свитка! У маджалисской приписки был свой автор – Игошуа бен Элия. Им на полях пергамента убористым почерком были изложены дополнительные важные сведения; своим переложением еще более ранней рукописи, выполненной Авраамом Керченским в 1513 г., он создал свой, не менее, захватывающий событиями пересказ. Игошуа б. Элия тщательно, следуя год за годом, представил тысячелетнюю историческую картину от Салманасара до князя Владимира. В передаче Игошуа б. Элии из Маджалиса, в Крым к иудейским хазарам прибыло посольство из княжества Рос и Мосох из города Циоба (Киева?) для изучения иудейской веры. Авраам был послан на Кавказ и в Персию, чтобы собрать нужные книги. Он узнал о древней Торе, хранящейся в Исфагане, нашел ее и переписал приписку к ней. Колофон к Маджалисскому документу добавлял, что евреи жили под покровительством иудейских хазар, когда киевский князь Владимир затеял испытание вер.
Таким образом, надписи-приписки в книгах Торы охватывают период почти в 1000 лет. Конечно, сложно требовать от Иегуды абсолютного исторического соответствия даже для событий 300 летний давности.
Имея два, таких, древних документа, А.С. Фиркович мог бы и в Маджалисе найти старые камни, но в «Сэфер авней зиккарон» о них нет ни слова. Надгробие Якибо бар Хануки, внука раввина Ханукки бен Хаима, встречавшего А.С. Фирковича,1875 г.
Маджалийский документ стал очень важным документом. Именно на этом документе базировалась история происхождения караимского народа, которую предложил Авраам Фиркович. Из этого текста он и его последователи выводили древность пребывания караимов в Крыму. Именно этих евреев он считал предками караимов, которые обратили в иудаизм или караизм хазар, а дальнейшие их смешение породило караимскую нацию. Именно из этого документа было введено в караимский оборот географическое понятие как «скала Игудием», получается первое название Кырк-Ора (Чуфут-Кале).
Таким образом, находки в Дербенте и Маджалисе давали первый и достойный ответ на поставленную перед Фирковичем задачу, а Маджалисский документ, содержащий краткую историю переселения евреев на отдаленные берега Каспия и Черного моря, в XIX веке становится у крымских караимов краеугольным камнем в развитии собственной историографии и использовался как доказательство древнего пребывания караимов в Крыму.