Найти в Дзене
Воз сена

«МЫ не счастливы, потому что не знаем, что такое счастье»

Худ. С. Загоровский
Худ. С. Загоровский

Мы не счастливы, потому что не знаем, что такое счастье.
Основная проблема старости в том, что мало кто воспринимает ее как полноценную жизнь, в которой возможно стать счастливым… (арт. Ю. Яковлев).

Чем не тема для размышления?

Так вот.

Счастье доступно только людям воспитанным. Это психолого-педагогическая аксиома, о которой мало кто знает.

Из аксиомы следует, что недовоспитанные (соответственно, недоразвитые) личности (то есть лица с первобытной и средневековой, другими словами, с детской и подростковой психикой) не способны быть счастливыми. Они могут быть только довольными, когда тело сыто и согрето, а психика не тревожится.

О дурно воспитанных лицах говорит много не стоит – они строят свое ложное счастье на эксплуатации других.

Далее приведем мысль акад. Лихачева: «Наша школа учит, чему угодно, но не учит самому главному – быть счастливым человеком». В этой мысли ответ, кто виноват.

Второе умозаключение Яковлева о том, что счастье возможно в старости, свидетельствует об отсутствии счастья в молодости и в среднем возрасте (но скорее всего – в неспособности его рассмотреть и почувствовать в активные периоды своей жизни) и возможности, наконец-то пожить счастливым в старости. По мысли артиста, счастье в старости – это возможность жить «самостоятельно в одиночестве». Что-то маразматическое проскальзывает в умозаключениях старого артиста, который «пожил» в разных (счастливых и несчастливых) образах.

Так вот.

Смысл жизни в детях, которыми можно гордиться. И счастье тоже в них, если они хорошо воспитаны. Такое понимание чаще всего приходит в старости, но лучше бы это понять в середине жизни. Еще лучше узнать про это в молодости. Тогда ощущение счастья будет нарастать (накапливаться) в процессе жизни.

Что же касается любви (даже настоящей) и трудовых свершений (даже выдающихся), которые нередко отождествляются со смыслом жизни и счастьем, то они важны, если только благоприятствуют правильному воспитанию собственных детей.

Резюме: Еще в молодости важно понять, что все проходит и уходит в прошлое, кроме собственных детей. Они всегда в будущем и о их надо заботиться даже, когда одной ногой находишься в могиле.

Для тех, кто согласен с такими рассуждениями, рекомендуем книгу, в которой можно найти подтверждающие мысли от Толстого, Лескова, Тынянова, Искандера и Анны Достоевской.

Зайцев Г. К., Зайцев А. Г. Человек в миниатюре, которая всё увеличивается: воспитание и судьба. – Санкт-Петербург: Лань: Планета музыки, 2021. – 608 с. 16+

Авторами осуществлено педагогическое прочтение художественно-биографических произведений Л. Толстого «Детство», «Отрочество», «Юность»; Н. Лескова «Детские годы»; Ф. Искандера «Школьный вальс, или Энергия стыда»; Ю. Тынянова «Пушкин»; а также дневника Анны Достоевской и показана зависимость судьбы человека от его воспитания.

По мнению авторов, на примере судьбы даже одного человека, узнав, почему она сложилась так, а не иначе, креативный читатель сможет понять психолого-педагогические закономерности человеческого бытия, а значит, применить их для анализа собственной жизни и жизни близких людей.