«Во французской стороне,
на чужой планете…»
Лучше сказать – «в немецкой стороне»: мемуарист попрошайничал, странствовал и учился в Германии времен Лютера. Да, это продолжение рассказа крестьянского сиротки, пастушка Томаса Платтера из Швейцарии (кантон Вале), который решил получить образование в 1510-х!
Путь был тернист.
От Люцерна до Бреславля
Все поражало мальчика, не видевшего прежде ничего, кроме альпийских долин. В Люцерне черепица! В домах – печи изразцовые! В прудах большая и питательная птица: гусь!
В дороге школярам иногда удавалось поймать гуся и свернуть ему шею. И убежать с ним, чтобы не свернули шею обворованные крестьяне. Мчались за школярами с копьями («догоню – убью! догоню – убью!»).
Новое приключение: отряд встретился с более серьезными ворами. Их окружила группа всадников с арбалетами.
– Деньги давайте! Серебро давайте!
А школяры чуть не смеялись им в лицо, показывали им свои сумы: «нас ограбить невозможно, у нас ничего нет!»
«Учеба» в первой школе (в Наумбурге) продолжалась несколько недель, но Томас Платтер за этот срок ни разу не переступил ее порога: ходить в школу не было времени. Весь день приходилось петь и плясать, зарабатывая на себя и на двоюродного братца – Пауля Зуммерматтера. Маленький Томас думал, что едет учиться, а попал в кабалу к старшему товарищу…
«Орггруппа» из восьми странствующих школяров проследовала из Люцерна в Наумбург, из Наумбурга в Дрезден, а из Дрездена – в Бреславль, где, говорят, текут молочные реки с кисельными берегами.
В Силезии народ заговорил на непонятном языке, и стало совсем туго: в селах не продавали на пропитание, ночевать приходилось под открытым небом.
В школьном раю
Зато в Бреславле жить было так хорошо, что некоторые школяры заболевали от переедания. Томас болел три раза и ложился в больницу: специально для учащихся! Со специальным доктором! Счет школярам шел чуть ли не на тысячи: при каждой из семи церквей Бреславля была большая школа. Учащиеся там и жили: младшие спали на тюфяках в зале, а старшие – в кельях. Летом все уходили спать на кладбище – зато на свежем воздухе. Если же ночью начинался дождь, бежали в церковь и пели там псалмы ночь напролет.
Все были вшивые, но сытые и нетрезвые: в пивоварне платили натурой, то есть пивом. С особым пиететом в городе относились к швейцарцам, так что «заработать» (песнями и плясками) было совсем несложно.
Один богатый господин, проезжавший через этот город, предложил Платтеру пойти к нему в услужение. Мальчик по глупости отказался… Господина звали Фуггер!
Одна беда: учили мало… Здесь, на периферии европейского мира, даже печатная книга была редкостью. Вот почему компания школяров в конце концов ушла из этого рая.
В городах Силезии жили немцы, но в деревнях – поляки, не понимающие по-немецки. Песнями по дороге не заработаешь! В наших героев и стреляли (хорошо, что не попали). Зато как интересно было прятаться в лесу, строить шалаш, рыбачить… Для тринадцатилетнего мальчишки это просто мечта! Улов обменяли на хлеб и благополучно добрались до Германии.
В западне
– Твоя речь так глубока, что не можем понять тебя, – вот что услышал Томас, когда на время вернулся к родным пастухам, в кантон Вале.
В Германии так много разных диалектов, повзрослевший школяр говорил на причудливой смеси из них…
Не всегда мудрость приходит с возрастом, иногда возраст приходит один.
Томас Платтер учился много лет, умел петь песенки на разных диалектах, но не освоил главного – латыни! Все оказалось без толку.
О том, в какую западню попал мемуарист и как он сможет выбраться оттуда и получить знания – читайте в следующей статье!
Подписывайтесь на канал! Каталог всех моих статей по рубрикам – в оглавлении.
Читайте также:
#история #интересные истории #возрождение #крестьяне #образование