На телеэкраны вышел сериал “Седьмая симфония”, посвященный знаменитой премьере произведения Шостаковича. Только главный герой не композитор. Тут даже два центральных персонажа: дирижер Карл Элиасберг и лейтенант НКВД Анатолий Сергеев. Это им поручили собрать в блокадном Ленинграде полноценный симфонический оркестр.
Главные герои принадлежат к разным полюсам социума, но, делая общее дело, постепенно начинают понимать друг друга. Элиасберг настоящий питерский интеллигент, интеллектуал, преданный искусству. Конечно, он презирает “инквизитора” из НКВД, который выступает от лица рабочего класса, никакого отношения к рабочим при этом не имея. Сергеев платит музыканту той же монетой. Как большинство малообразованных людей, он маскирует зависть к высоколобому Карлу Ильичу ответным презрением. Разумеется, служба в карательной системе наложила отпечаток на лейтенанта, но при этом он честен, предан долгу и полностью лишен страха. А чего ему теперь бояться, если на его глазах разбомбили пароход в отбывавшей в эвакуацию семьей?
На первый взгляд это две актерские удачи для двух Алексеев: Гуськова (Элиасберг) и Кравченко (Сергеев). Но за работой Гуськова наблюдать интереснее. А вот брутальная внешность (еще бы - человек ПТУ окончил) Кравченко отчасти делает его артистом определенного типажа. В его фильмографии немало офицерских ролей. И в “Седьмой симфонии” он органичен, но не показывает решительно ничего нового. Напомню, что и дебютировал он именно в военном кино, в детстве сыграв Флёру в великой картине Элема Климова “Иди и смотри”. Ничего близкого по уровню с тех пор у него не было.
Некоторые актеры специально осваивали азы обращения с музыкальными инструментами. Елизавете Боярской пригодилось умение играть на флейте. Для “атмосферы” цвета в фильме приглушены. Будто снято на какую-то старую, но очень качественную пленку. Режиссер Александр Котт радует культурой кадра: там нет ничего лишнего. В исторических и ретрокартинах часто велик соблазн вытащить напоказ побольше деталей. И начинается какое-то безумное самовыражение художника по костюмам и реквизитора, когда на каждой стене висит по плакату или портрету Сталина. Здесь все приметы времени на месте, но служат фоном, которым и должны быть. Вообще Александр Котт (как и его брат-близнец Владимир) отличается неровным творчеством. Снимает он много, и иногда сложно поверить, что это делал один и тот же человек. Тут и лубочная “Брестская крепость”, и эстетское “Испытание”.
“Седьмая симфония” же оставляет положительные впечатления. Сделано на совесть, хотя без каких-то сценарных решений, которые заставили бы прокручивать в голове ту или иную сцену. Ну а в фильмах о войне без совести лучше за дело вообще не браться.
Читайте также: "Ленинградская симфония": как это было в 50-х