В этой маленькой, но гордой стране чуть более мягкий климат, чем в Сочи. Здесь лучше растет виноград, хурма и мандарины, но всё, что продается в магазинах – везут из России, поэтому дороже. Здесь (чисто зрительно) много свободных земель – мечта сочинского риэлтора, поле не паханное, но иностранцам ничего не продается.
Я не знаю, какими тропами возят в Абхазию гиды российских туристов, но вряд ли теми же, что ездят дикарями. Как мы.
Наш путь лежал на горячие источники Кындыг (с ударением на первое "ы", как бы не сложно было это произносить). Мы шли через Гагру, Гудауту, Сухум.
Больше всего, конечно, потряс Сухум. Город напоминает разбомбленный Грозный времен второй чеченской. И что самое дикое – старые многоэтажки советских времен, испещренные пулями и пулеметными очередями, так и стоят, демонстрируя туристам свою боль и раны.
Раззявили рты бойницы выбитых и зияющих пустотой окон. Самое парадоксальное, что все эти дома жилые. Рядом с дырявыми квартирами соседствуют обжитые жилища с уютными занавесками, цветочными горшками и бельишком, развешенным на балконе.
Мосты и вокзалы
То, что перво-наперво принято завоёвывать при революционной ситуации, первым же и приходит в негодность.
Без слез не глянешь на покосившиеся и рухнувшие ограждения перронов, проваленные крыши вокзалов. Все это брошено, зассано и даже не огорожено. А поскольку это не реставрировалось десятки лет, то здания просто опасны для жизни. Снимки делать было страшно, так как казалось, что все это набрякшее и покосившееся вот-вот рухнет на голову.
Мосты тоже изрядно проржавели и не эксплуатируются. Странно и безжизненно выглядят ж/д пути: электролинии не протянуты, все это вкупе создает иллюзию умерших территорий, где нет жизни. Но это обманчиво. Жизнь тут бьет ключом.
Дома и их останки
В той деревне, где мы нашли двухдневный приют, раньше (до Отечественной войны 1992-93 годов) здесь жили преимущественно грузины. Выдавленные войной хозяева побросали свои добротные, преимущественно двухэтажные жилища в спешном порядке.
Теперь там бушует ветер. Странное ощущение вызывают эти останки чьего-то финансового благополучия и семейного счастья.
Самая потрясающая картина (фото не получилось, поверьте на слово): дом какого-то грузинского хозяина был слеплен, видно, не из слишком надежных материалов, стены рассыпались в труху, а вот наружная лестница сохранилась в отличном состоянии вместе с перилами и балясинами. Представьте: участок заросший по пояс травой, а в центре высокая лестница, уходящая в небо. Как трап посредине летного поля, но самолетов поблизости нет.
Несжатая полоса
Среди разрушенных домов и заброшенных участков - щедро плодоносящие деревья хурмы. Как коровы с отяжелевшим выменем, которых никто не доит.
Когда мы остановились перекусить в одном придорожном кафе, я спросила девушку-продавца «Почему так много заброшенных и разрушенных домов?». Она ответила так:
- У нас нет заброшенных домов. Каждый клочок земли и каждое здание – чья-то собственность. Просто у людей сейчас нет денег, чтобы завершить ремонт.
А ведь почти тридцать лет минуло с той грузинско-абхазской войны, даже кирпич не выдержал испытаний временем.
Но надежды людские не угасают. Ведь обязательно настанут хорошие сытые времена, и все возьмутся за работу. Только то, что следовало бы своевременно подлатать в 90-е сейчас придется возводить практически с нуля. Включая вокзалы… Пока одноколейка брошена только до Сухума, по ней и ходит неспешно одинокий товарняк.
Джигиты на железных конях
Они удивительные, местные водители. Их легко отличить от приезжих по госномерам с флагами. Бравые абхазы очень шустры и нетерпеливы. Надо признать честно, мы не всегда оказывались расторопными на горных перевалах, на резких поворотах. Что делают коренные жители?
- сигналят
- обгоняют по встречке, пересекая сплошную линию
- обгоняют справа по насыпи (что категорически запрещено правилами).
Неудивительно, что на дороге через каждый километр валяются сбитые кошки, собаки. Только за один день мы встретили даже две сбитые насмерть коровы!!! Про кур не скажу, не видела.
Из-за этих гонщиков на дорогах столько лежачих полицейских, что за одну поездку можно убить подвеску.
Историческая справка: День независимости Абхазии отмечается с 30 сентября 1993 года. Россия признала ее независимость. В документах ООН Абхазия рассматривается как автономная республика в составе Грузии.