Найти в Дзене

Чем скептицизм отличается от Философии Протагора?Протагор делает человека мерой всех вещей, 216вещи, которые заключаются в том,

Чем скептицизм отличается от Философии Протагора?

Протагор делает человека мерой всех вещей, 216вещи, которые заключаются в том, что они есть, и вещи, которые не то, что они не являются, то есть мера, критерий, и на вещи, события, то есть на самом деле, человек есть критерий всех событий, вещей, которые заключаются в том, что они, и о вещах, которые не то, что они являются не. И по этой причине он принимает только те явления, которые кажутся каждому человеку, и таким образом он вводит отношение. Поэтому у него, похоже, есть сообщество 217с пирронцами. Однако он отличается от них, и мы увидим разницу после того, как несколько объясним, как все казалось Протагору. Он говорит, например, что материя текуча, и по мере того, как она течет, на место уносимого постоянно вносятся дополнения; восприятия также выстраиваются заново и изменяются в соответствии с возрастом и другими условиями тела. Он также говорит, что причины всех явлений 218присутствуют в материи, так что материя может быть такой, какой она кажется всем людям в том, что касается ее силы. Люди, однако, воспринимают по-разному в разное время, в зависимости от различных условий, в которых они находятся; ибо тот, кто находится в естественном состоянии, будет воспринимать те качества в материи, которые могут проявляться у тех, кто находится в 219естественное состояние, в то время как, наоборот, те, кто находится в неестественном состоянии, воспримут те качества, которые могут показаться ненормальными. Кроме того, то же самое рассуждение справедливо и в отношении различий в возрасте, в отношении сна и бодрствования, а также в отношении каждого из других различных условий. Поэтому человек становится критерием того, что есть, ибо все, что кажется людям, существует для людей, а то, что не кажется никому из людей, не существует. Мы видим, что он догматизирует, говоря, что материя текуча, а также говоря, что причины всех явлений имеют свое основание в материи, в то время как эти вещи неизвестны, и для нас это вещи, относительно которых мы приостанавливаем наше суждение.

ГЛАВА XXXIII.

Чем скептицизм отличается от Академической философии?

Некоторые далее говорят, что академическая философия-это то же самое, что и скептицизм, поэтому мне кажется уместным говорить и об этом. Было, как говорят большинство, три Академии—самая древняя, Платона и его последователей; вторая и средняя, Аркесилай и его последователи, Аркесилай был учеником Полемона; третья и новая Академия, Карнеада и Клитомаха и их последователей; некоторые добавляют также четвертую, Филона и Чармида и их последователей; а некоторые считают даже пятую, Антиоха и его последователей. Итак, начиная со старой Академии, давайте рассмотрим разницу между упомянутыми философскими школами. Теперь некоторые 221сказали, что Платон был Догматиком, другие, что он был скептиком, а третьи, что он был в чем-то скептиком, а в чем-то Догматиком. Ибо в диалогах о фехтовании, где Сократ представлен либо как издевающийся над кем-то, либо как соперник софистов, Платон, как говорят, имеет фехтовальный и скептический характер, но он догматичен, когда выражает себя серьезно, либо через Сократа, либо Тимея, либо любого такого человека. В 222что касается тех, кто говорит, что он Догматик или Догматик в одних вещах и скептик в других, мне кажется, было бы излишним говорить сейчас, ибо они сами признают, что он отличается от нас. Вопрос о том, действительно ли он был скептиком или нет, мы более полно рассматриваем в Меморандумах, но здесь мы кратко заявляем, что, согласно Менодоту и Энезидему (ибо они особенно защищали эту позицию), Платон догматизирует, когда он высказывается об идеях и о существовании Провидения, и когда он утверждает, что добродетельная жизнь более предпочтительна, чем жизнь порока. Если он признает эти вещи истинными, он догматизирует; или даже если он принимает их как более вероятные, чем в противном случае, он отходит от скептического характера, поскольку он отдает предпочтение одной вещи перед другой в отношении надежности или ненадежности; ибо насколько это чуждо нам, очевидно из того, что мы говорили ранее. Даже если когда 223он выполняет умственную гимнастику, как говорится, некоторые вещи он выражает скептически, он не из-за этого скептик. Ибо тот, кто догматизирует об одной вещи или, короче говоря, отдает предпочтение одному мысленному образу перед другим в отношении достоверности или ненадежности в отношении чего-либо неизвестного, является Догматиком по характеру, как показывает Тимон тем, что он сказал о Ксенофане. Ибо после того, как 224во многом восхвалял Ксенофана и даже посвятил ему свои сатиры, он заставил его скорбеть и сказать—

"Хотел бы я также обрести этот глубокий ум,

Способный смотреть в обе стороны. На коварном пути меня заманили в ловушку,

И все равно в старости я со всей мудростью неженат.

Ибо куда бы я ни повернул свой взгляд

Все вещи были разрешены в единстве; все вещи, всегда

Из всех источников, почерпнутых, были слиты в природу одни и те же".

Тимон называет его несколько, но не совсем свободным от тщеславия, когда он говорит—

"Ксенофан, несколько свободный от тщеславия, насмешник над гомеровским обманом,

Вдали от людей он задумал бога, со всех сторон равного,

Выше боли-одухотворенное существо, или интеллект".