Найти тему

Формулы "возможно" и "возможно нет" и "это 194возможно" и "это не возможно" и "может быть" и "не может быть" мы используем вмест

Оглавление

Формулы "возможно" и "возможно нет" и "это 194возможно" и "это не возможно" и "может быть" и "не может быть" мы используем вместо "возможно" и "возможно нет" и "возможно, что это" и "не исключено, что это не так," и "очень может быть, что это так,"и "очень может быть, что это не так." То есть мы используем формулу "Это невозможно" для краткости, вместо того, чтобы говорить "Этого не может быть", и "Этого может и не быть" вместо "Этого может и не быть", и "Возможно, нет" вместо "Возможно, этого нет". Опять же, мы здесь не оспариваем 195что касается слов, то мы также не задаемся вопросом, означают ли формулы эти вещи абсолютно, но мы используем их свободно, как я уже говорил ранее. И все же я думаю, что очевидно, что эти формулы выражают афазию. Ибо, конечно, формула "Возможно, это так" действительно включает в себя то, что кажется противоречащим ей, то есть формулу "Возможно, это не так", потому что она ни в чем не утверждает, что это действительно так. То же самое относится и к другим.

ГЛАВА XXII.

ἐποχή или Приостановление судебного разбирательства.

Когда я говорю, что я приостанавливаю свое суждение, я имею в виду, что 196Я не могу сказать, каким из представленных вещей следует верить, а каким не следует верить, показывая, что вещи кажутся мне равными в отношении надежности и ненадежности. Теперь мы не утверждаем, что они равны, но мы излагаем то, что представляется нам в отношении них в то время, когда они представляются нам. ἐποχή означает воздержание от мнения, чтобы ничего не утверждать и не отрицать из-за равенства рассматриваемых вещей.

ГЛАВА XXIII.

Формула "Я ничего не определяю".

В отношении формулы "Я ничего не определяю" мы 197говорим следующее: под "определением" мы подразумеваем не просто высказывание, но согласие с утверждением в отношении какой-то неизвестной вещи. Ибо скоро обнаружится, что Скептик ничего не определяет, даже формулу "Я ничего не определяю", ибо эта формула не является догматическим мнением, то есть согласием с чем-то неизвестным, но выражением, заявляющим, каково наше состояние ума. Когда, например, Скептик говорит: "Я ничего не определяю", он имеет в виду следующее: "В соответствии с моим нынешним чувством я не могу ничего догматически утверждать или отрицать относительно исследуемых вещей", и, говоря это, он выражает то, что ему кажется в отношении обсуждаемых вещей. Он не выражает себя позитивно, но он высказывает то, что чувствует.

ГЛАВА XXIV.

Формула "Все неопределенно".

Выражение "Неопределенность", кроме того, показывает 198состояние ума, в котором мы ни отрицаем, ни утверждаем положительно что-либо относительно вещей, которые исследуются догматическим способом, то есть вещей, которые неизвестны. Когда тогда Скептик говорит: "Каждая вещь неопределенна", он использует "неопределенна" в смысле "она кажется ему неопределенной". Слова "каждая вещь" означают не все существования, а те, которые он исследовал из неизвестных вещей, которые исследуются догматиками. Под "неопределенным" он подразумевает, что нет предпочтения в вещах, которые противопоставлены друг другу, или что они просто конфликтуют друг с другом в отношении надежности или ненадежности. И как тот 199тот, кто говорит "Я иду", на самом деле означает "Это я иду", поэтому тот, кто говорит "Все неопределенно", в то же время, согласно нашим учениям, означает "насколько это касается меня" или "как мне кажется", как если бы он говорил "Насколько я исследовал исследуемые вещи догматическим образом, мне кажется, что ни один из них не превосходит тот, который противоречит ему в достоверности или ненадежности".

ГЛАВА XXV.

Формула "Все непостижимо".

Точно так же мы относимся к формуле "Все непостижимо" 200. Для "каждой вещи" мы интерпретируем так же, как и выше, и мы добавляем слова "мне", так что мы говорим следующее: "Насколько я изучил неизвестные вещи, которые догматически исследованы, мне кажется, что все непонятно". Это, однако, не означает, что вещи, которые исследуются догматиками, имеют такую природу, которая обязательно непостижима, но человек выражает свое собственное чувство, говоря: "Я вижу, что до сих пор не понял ни одной из этих вещей из-за равновесия вещей, которые находятся в оппозиции друг к другу". Отсюда мне кажется, что все, что было выдвинуто для того, чтобы оспорить наши формулы, не соответствует действительности.