Найти в Дзене
Школа перемен

Технология - новая религия чиновников от образования

Наше образование меняется неуклонно и необратимо. Порой этот процесс больше похож на мутацию, чем на развитие.

И сколько бы с разных трибун чиновники ни читали мантры о личностном подходе, ничего личностного в школе – от началки до выпуска не остается за редкими исключениями, которые, как известно, всего лишь – подтверждают правила.

Школа должна стать технологичной.
Школа должна стать технологичной.

Новый символ веры всех образовательных управленцев – технологичность процесса.

Я сама, как любой учитель, каждый день на уроках и после реализую этот подход.

Сейчас не модно говорить о планировании урока. Урок нужно проектировать, конструировать в соответствии с заявленной технологией.

Думаю, пора разобраться, есть ли какое-либо принципиальное отличие образовательной технологии от любой другой – управленческой, маркетинговой?

Вот основные признаки технологии:

- системность (все элементы технологии должны быть согласованы между собой и должны увеличивать полезный эффект друг друга):

- интегрированность (технологии должны быть взаимосвязаны и взаимно обусловлены и тем самым должны дополнять и усиливать одна другую);

- эффективность (технологии должны быть результативными, т.е. давать гарантированные результаты в течение определенного времени);

- наукоемкость (должны быть научно обоснованы в рамках определенной концепции, а научное сопровождение должно исключить возможные искажения их применения);

- структурированность (предполагает наличие определенной внутренней организации системы (цели, содержания);

- прогнозируемость (технологии должны обеспечивать достижение поставленных целей);

- оптимальность (достижения максимума результата при минимуме затрат);

- возможность применения в других условиях и другими субъектами;

- гуманность (технологии должны улучшать качество жизни личности).

Все это абсолютно соответствует описанию образовательной технологии.
Все это абсолютно соответствует описанию образовательной технологии.

И в общем, в этом нет ничего плохого. Идея в том, что образовательные технологии направлены на повышение качества образования.

Они должны обеспечивать личностный и профессиональный рост педагогов, успеваемость учащихся в учебно-познавательной деятельности и оптимизировать жизненные, финансовые, временные и кадровые ресурсы.

Под эффективностью понимаем соотношение достигнутых результатов к использованным ресурсам.

Повторюсь, всё логично.
С точки зрения управленца, менеджера – всё именно так и должно быть. Очевидно, поэтому в нашей школе всё становится настолько трудным и душным – школой управляют менеджеры. Они должны обеспечивать эффективность процесса. И управляемость.

Применение технологического подхода в образовании должно стать основой его эффективности.
Применение технологического подхода в образовании должно стать основой его эффективности.
Поэтому вместо «люди», «дети», «учителя» - «кадровый потенциал», «обучающиеся», «сотрудники».

Так менеджерам привычнее, понятнее, спокойнее. Отсюда вот такие бодрые выступления на местном телевидении главы отдела образования:

«Образовательные технологии сегодня – это важный фактор развития человеческого потенциала. В самом широком смысле под ними следует понимать инструменты, которые оказываются полезными в продвижении обучения как конкурентного товара на рынке услуг».

После таких выступлений нет смысла «сеять разумное, доброе, вечное» - его невозможно измерить, оно просто не укладывается в показатели эффективности, да и конкурентность на рынке услуг неочевидна.

А вы согласны с тем, что школа должна стать технологичной, как маркетинговая или банковская сферы? Буду признательна за комментарии о технологиях!

понравилась статья - ставьте лайк и подписывайтесь!

#школьное образование #урок #воспитание детей #обучение детей #технологии #технологии будущего #учитель #дети #размышления вслух