Наше образование меняется неуклонно и необратимо. Порой этот процесс больше похож на мутацию, чем на развитие.
И сколько бы с разных трибун чиновники ни читали мантры о личностном подходе, ничего личностного в школе – от началки до выпуска не остается за редкими исключениями, которые, как известно, всего лишь – подтверждают правила.
Новый символ веры всех образовательных управленцев – технологичность процесса.
Я сама, как любой учитель, каждый день на уроках и после реализую этот подход.
Сейчас не модно говорить о планировании урока. Урок нужно проектировать, конструировать в соответствии с заявленной технологией.
Думаю, пора разобраться, есть ли какое-либо принципиальное отличие образовательной технологии от любой другой – управленческой, маркетинговой?
Вот основные признаки технологии:
- системность (все элементы технологии должны быть согласованы между собой и должны увеличивать полезный эффект друг друга):
- интегрированность (технологии должны быть взаимосвязаны и взаимно обусловлены и тем самым должны дополнять и усиливать одна другую);
- эффективность (технологии должны быть результативными, т.е. давать гарантированные результаты в течение определенного времени);
- наукоемкость (должны быть научно обоснованы в рамках определенной концепции, а научное сопровождение должно исключить возможные искажения их применения);
- структурированность (предполагает наличие определенной внутренней организации системы (цели, содержания);
- прогнозируемость (технологии должны обеспечивать достижение поставленных целей);
- оптимальность (достижения максимума результата при минимуме затрат);
- возможность применения в других условиях и другими субъектами;
- гуманность (технологии должны улучшать качество жизни личности).
И в общем, в этом нет ничего плохого. Идея в том, что образовательные технологии направлены на повышение качества образования.
Они должны обеспечивать личностный и профессиональный рост педагогов, успеваемость учащихся в учебно-познавательной деятельности и оптимизировать жизненные, финансовые, временные и кадровые ресурсы.
Под эффективностью понимаем соотношение достигнутых результатов к использованным ресурсам.
Повторюсь, всё логично.
С точки зрения управленца, менеджера – всё именно так и должно быть. Очевидно, поэтому в нашей школе всё становится настолько трудным и душным – школой управляют менеджеры. Они должны обеспечивать эффективность процесса. И управляемость.
Поэтому вместо «люди», «дети», «учителя» - «кадровый потенциал», «обучающиеся», «сотрудники».
Так менеджерам привычнее, понятнее, спокойнее. Отсюда вот такие бодрые выступления на местном телевидении главы отдела образования:
«Образовательные технологии сегодня – это важный фактор развития человеческого потенциала. В самом широком смысле под ними следует понимать инструменты, которые оказываются полезными в продвижении обучения как конкурентного товара на рынке услуг».
После таких выступлений нет смысла «сеять разумное, доброе, вечное» - его невозможно измерить, оно просто не укладывается в показатели эффективности, да и конкурентность на рынке услуг неочевидна.
А вы согласны с тем, что школа должна стать технологичной, как маркетинговая или банковская сферы? Буду признательна за комментарии о технологиях!
понравилась статья - ставьте лайк и подписывайтесь!
#школьное образование #урок #воспитание детей #обучение детей #технологии #технологии будущего #учитель #дети #размышления вслух