Найти тему

Отчего исчезли марсиане Уэллса. Урок по теме «Лейкоциты» в 8 классе

За что люблю это урок – за возможность привлечь материал художественного произведения. На мой вкус, этот прием позволяет внести в урок свежую ноту, поскольку сейчас этим мало кто пользуется. Да и почти любая книга для большинства детей – откровение. Я даже не удивлюсь, если следующее поколение будет видеть книги только в музее.

Я работаю в школе 26 лет. Собираюсь уходить, поэтому выкладываю на канале все, что наработала за эти годы. Может быть, кому-то пригодится. Пользуйтесь на здоровье.

На предыдущем уроке мы подробно рассмотрели эритроциты и их функции, познакомились с группами крови и легким способом запомнить, какую кому можно переливать. Текущий урок можно начать двумя способами. Либо с проблемной ситуации, либо с опроса.

Почему я не определилась? Потому что тема «Иммунитет», если можно так выразиться, «параллельна» теме «Эритроциты». Для понимания приведу пример. Допустим, в 9 классе мы изучаем на уроке №1 (условно) строение ДНК, на уроке №2 синтез белка. Строим проблемную ситуацию: «Как клетке построить белок, если аминокислот так много разных, а нужен определенный порядок?» Дети высказывают гипотезы и сами видят, что для решения этой проблемы нужно знать, как устроена ДНК. Тогда опрос по изученному материалу логично укладывается между постановкой проблемы и ее решением.

В нашем случае для знакомства с иммунитетом знание о группах крови не обязательно. Поэтому можно начать и с опроса, и с проблемы. Я начну с опроса. Он проходит фронтально, быстро по вопросам, которые приведены на фото.

В третьем вопросе два слова слились воедино. Так не должно быть) Но нужная программа не всегда под рукой, увы
В третьем вопросе два слова слились воедино. Так не должно быть) Но нужная программа не всегда под рукой, увы

А теперь «вкусненькое». Дети видят на экране кадр из фильма, и у них, естественно, возникает вопрос хотя бы такого уровня: «А это тут зачем?» Уже какой-никакой интерес налицо.

Дальше узнают: «А, это же «Война миров»! Так, учитель явно знает о существовании кинематографа! Не совсем динозавр!»

Вообще-то, я этот фильм не смотрела. Так честно и сообщаю. Поэтому оперировать буду текстом книги, но с опорой на кадр. Рассматривая его, выясняем, что действие происходит в конце 19 века. Прошу представить уровень развития вооружений на тот момент. И сообщаю для тех, кто не смотрел и не читал, что марсиане пробыли на Земле 21 день. За три страницы до конца романа они победно идут по Великобритании, обескровливая всех на своем пути, и нет против них никакого спасения.

А нас последней странице нет их самих. Проблема: куда подевались марсиане, или, иначе, Каков был механизм победы над ними?

-3

Дети по группам формулируют гипотезы, я их фиксирую на доске. Как правило, слово «иммунитет» всплывает. Прошу пояснить, что это такое. Обсуждаем значение термина по детским представлениям, потом обязательно записываем определение. Вспоминаем про белые клетки крови – лейкоциты – которые записывали на первом уроке по теме на опорном конспекте.

Зеленая кнопка - гиперссылка. Изначально определения на экране нет, только термин. Пусть дети сначала сами попробуют составить определение
Зеленая кнопка - гиперссылка. Изначально определения на экране нет, только термин. Пусть дети сначала сами попробуют составить определение

Следующий этап — работа с учебником. Как и в случае с эритроцитами, особенности строения лейкоцитов можно легко найти в учебнике (задание на фото), обсудить, почему лейкоцит именно так устроен, а не иначе. И сделать записи на опорном конспекте.

-5

Далее рассматриваем открытие иммунитета И.И.Мечниковым. Тут опять два варианта. Либо раздаю небольшие текстики (на фото) с обязательными вопросами к ним:

  1. Кто, когда и что именно открыл?
  2. Как назвал процесс?
  3. В чем заключается процесс?
  4. Какова практическая значимость процесса?
-6

Либо смотрим видеоролик, на котором хорошо видны клетки личинки морской звезды, окружающие инородное тело – то есть то, что описано в тексте. Если урок идет в хорошем темпе, можно сначала показать ролик, а потом почитать текст. В итоге дети знают, что такое фагоцитоз.

Две кнопки внизу - гиперссылки на ролики
Две кнопки внизу - гиперссылки на ролики

Далее представляем себе фагоциты и бактерий двумя армиями. Делаем пометку, что армии могут быть вооружены по-разному. И есть три варианта:

  • Армия фагоцитов вооружена ракетными комплексами, а армия бактерий – каменными топорами. Это случай человека против большинства бактерий, оседающих, например, на кожу.
  • Армия фагоцитов вооружена каменными топорами, а армия бактерий – ракетными комплексами. Это случай человека против чумы. Или марсиан против обычных земных бактерий.
  • Вооружение примерно одинаковое, но у фагоцитов есть возможности к существенной мобилизации. Это случай, когда заболевание протекает довольно бурно, но с последующим выздоровлением. Скажем, брюшной тиф.

Т-лимфоциты хороши против бактерий, то есть против относительно крупных, частиц, по размеру сравнимых с клеткой. А что делать с химическими веществами, например, с ядами? В такой ситуации организм задействует армию несколько иного вида – В-лимфоциты, которые образуют антитела.

Для понимания механизма работы антител идеальна анимация. Рекомендую поискать, иначе материал пройдет мимо. Можно в рамках кружка или какой-либо внеурочной деятельности сделать мультфильм, используя бумажные или пластилиновые объекты. Мы когда-то делали в программе QuickTime, неплохо получалось.

Еще кто-то из детей предложил такую ассоциацию. Допустим, есть некий взломщик, который с наганом наперевес идет брать банк (бактерия). Его вроде бы и окружили и готовы упрятать в автозак (фагоциты), но автозак еще не подъехал, а взломщик очень опасен (круче вооружен). И тогда на этого товарища надевают наручники (антитела). Теперь можно спокойно ждать транспорт.

Эта идея перекочевала в мой опорный конспект.

Синеньким записаны те слова, которые дети пишут на конспекте рукой
Синеньким записаны те слова, которые дети пишут на конспекте рукой

Теперь, когда материал рассмотрен, можно (и нужно) вернуться к изначальному вопросу о печальной судьбе марсиан. Дополнить материалом о том, что в процессе эволюции у человека и прочих обитателей Земли выработался прочный врожденный иммунитет к большинству микроорганизмов. А вот какие еще бывают виды иммунитета – интрига. Не забудьте дома выучить определение)

В следующий раз рассмотрим урок на тему «Виды иммунитета», будет еще одна практическая работа.

Ни в коем случае не претендую на истину в последней инстанции. Если уважаемые читатели предложат более яркие и продуктивные идеи, с удовольствием приму! Давайте вместе сделаем биологию самым интересным предметом в школе!