За что люблю это урок – за возможность привлечь материал художественного произведения. На мой вкус, этот прием позволяет внести в урок свежую ноту, поскольку сейчас этим мало кто пользуется. Да и почти любая книга для большинства детей – откровение. Я даже не удивлюсь, если следующее поколение будет видеть книги только в музее.
Я работаю в школе 26 лет. Собираюсь уходить, поэтому выкладываю на канале все, что наработала за эти годы. Может быть, кому-то пригодится. Пользуйтесь на здоровье.
На предыдущем уроке мы подробно рассмотрели эритроциты и их функции, познакомились с группами крови и легким способом запомнить, какую кому можно переливать. Текущий урок можно начать двумя способами. Либо с проблемной ситуации, либо с опроса.
Почему я не определилась? Потому что тема «Иммунитет», если можно так выразиться, «параллельна» теме «Эритроциты». Для понимания приведу пример. Допустим, в 9 классе мы изучаем на уроке №1 (условно) строение ДНК, на уроке №2 синтез белка. Строим проблемную ситуацию: «Как клетке построить белок, если аминокислот так много разных, а нужен определенный порядок?» Дети высказывают гипотезы и сами видят, что для решения этой проблемы нужно знать, как устроена ДНК. Тогда опрос по изученному материалу логично укладывается между постановкой проблемы и ее решением.
В нашем случае для знакомства с иммунитетом знание о группах крови не обязательно. Поэтому можно начать и с опроса, и с проблемы. Я начну с опроса. Он проходит фронтально, быстро по вопросам, которые приведены на фото.
А теперь «вкусненькое». Дети видят на экране кадр из фильма, и у них, естественно, возникает вопрос хотя бы такого уровня: «А это тут зачем?» Уже какой-никакой интерес налицо.
Дальше узнают: «А, это же «Война миров»! Так, учитель явно знает о существовании кинематографа! Не совсем динозавр!»
Вообще-то, я этот фильм не смотрела. Так честно и сообщаю. Поэтому оперировать буду текстом книги, но с опорой на кадр. Рассматривая его, выясняем, что действие происходит в конце 19 века. Прошу представить уровень развития вооружений на тот момент. И сообщаю для тех, кто не смотрел и не читал, что марсиане пробыли на Земле 21 день. За три страницы до конца романа они победно идут по Великобритании, обескровливая всех на своем пути, и нет против них никакого спасения.
А нас последней странице нет их самих. Проблема: куда подевались марсиане, или, иначе, Каков был механизм победы над ними?
Дети по группам формулируют гипотезы, я их фиксирую на доске. Как правило, слово «иммунитет» всплывает. Прошу пояснить, что это такое. Обсуждаем значение термина по детским представлениям, потом обязательно записываем определение. Вспоминаем про белые клетки крови – лейкоциты – которые записывали на первом уроке по теме на опорном конспекте.
Следующий этап — работа с учебником. Как и в случае с эритроцитами, особенности строения лейкоцитов можно легко найти в учебнике (задание на фото), обсудить, почему лейкоцит именно так устроен, а не иначе. И сделать записи на опорном конспекте.
Далее рассматриваем открытие иммунитета И.И.Мечниковым. Тут опять два варианта. Либо раздаю небольшие текстики (на фото) с обязательными вопросами к ним:
- Кто, когда и что именно открыл?
- Как назвал процесс?
- В чем заключается процесс?
- Какова практическая значимость процесса?
Либо смотрим видеоролик, на котором хорошо видны клетки личинки морской звезды, окружающие инородное тело – то есть то, что описано в тексте. Если урок идет в хорошем темпе, можно сначала показать ролик, а потом почитать текст. В итоге дети знают, что такое фагоцитоз.
Далее представляем себе фагоциты и бактерий двумя армиями. Делаем пометку, что армии могут быть вооружены по-разному. И есть три варианта:
- Армия фагоцитов вооружена ракетными комплексами, а армия бактерий – каменными топорами. Это случай человека против большинства бактерий, оседающих, например, на кожу.
- Армия фагоцитов вооружена каменными топорами, а армия бактерий – ракетными комплексами. Это случай человека против чумы. Или марсиан против обычных земных бактерий.
- Вооружение примерно одинаковое, но у фагоцитов есть возможности к существенной мобилизации. Это случай, когда заболевание протекает довольно бурно, но с последующим выздоровлением. Скажем, брюшной тиф.
Т-лимфоциты хороши против бактерий, то есть против относительно крупных, частиц, по размеру сравнимых с клеткой. А что делать с химическими веществами, например, с ядами? В такой ситуации организм задействует армию несколько иного вида – В-лимфоциты, которые образуют антитела.
Для понимания механизма работы антител идеальна анимация. Рекомендую поискать, иначе материал пройдет мимо. Можно в рамках кружка или какой-либо внеурочной деятельности сделать мультфильм, используя бумажные или пластилиновые объекты. Мы когда-то делали в программе QuickTime, неплохо получалось.
Еще кто-то из детей предложил такую ассоциацию. Допустим, есть некий взломщик, который с наганом наперевес идет брать банк (бактерия). Его вроде бы и окружили и готовы упрятать в автозак (фагоциты), но автозак еще не подъехал, а взломщик очень опасен (круче вооружен). И тогда на этого товарища надевают наручники (антитела). Теперь можно спокойно ждать транспорт.
Эта идея перекочевала в мой опорный конспект.
Теперь, когда материал рассмотрен, можно (и нужно) вернуться к изначальному вопросу о печальной судьбе марсиан. Дополнить материалом о том, что в процессе эволюции у человека и прочих обитателей Земли выработался прочный врожденный иммунитет к большинству микроорганизмов. А вот какие еще бывают виды иммунитета – интрига. Не забудьте дома выучить определение)
В следующий раз рассмотрим урок на тему «Виды иммунитета», будет еще одна практическая работа.
Ни в коем случае не претендую на истину в последней инстанции. Если уважаемые читатели предложат более яркие и продуктивные идеи, с удовольствием приму! Давайте вместе сделаем биологию самым интересным предметом в школе!