Найти в Дзене
Наталья Баева

"Конёк - скакунок"

Ещё одна "книга, которую не переиздают". Загадочная история произошла в Петербурге в 1906 году. Книгопродавцы ничего не могли понять: грамотные крестьяне отказывались покупать книжку, до той поры бившую все рекорды популярности: "Конька - горбунка" Ершова. Уверяли, что это - подделка и требовали какого - то "настоящего"! Загадка разрешилась... отчасти. Оказывается, какое - то несуществующее издательство "Ручеёк" выпустило сказку никому не известного (и скорее всего, тоже несуществующего) поэта Верхоянцева "Конёк - скакунок"! Сказка была написана в народном стиле, звучными, совершенно ершовскими стихами. И первая её часть даже повторяла всем известный сюжет. Плагиат?! Нет, отдельные детали - совершенно новые. Один из Ивановых братьев - купец-выжига, другой - солдат. А дальше... Дальше - история путешествия простоватого деревенского парня в Петербург, охваченный подготовкой к мирной манифестации. Надо же донести правду о невыносимой жизни "мужиков да с заводов батраков"! Двинулись к "ца

Ещё одна "книга, которую не переиздают".

Загадочная история произошла в Петербурге в 1906 году. Книгопродавцы ничего не могли понять: грамотные крестьяне отказывались покупать книжку, до той поры бившую все рекорды популярности: "Конька - горбунка" Ершова. Уверяли, что это - подделка и требовали какого - то "настоящего"!

Загадка разрешилась... отчасти. Оказывается, какое - то несуществующее издательство "Ручеёк" выпустило сказку никому не известного (и скорее всего, тоже несуществующего) поэта Верхоянцева "Конёк - скакунок"!

Сказка была написана в народном стиле, звучными, совершенно ершовскими стихами. И первая её часть даже повторяла всем известный сюжет. Плагиат?! Нет, отдельные детали - совершенно новые. Один из Ивановых братьев - купец-выжига, другой - солдат. А дальше...

Дальше - история путешествия простоватого деревенского парня в Петербург, охваченный подготовкой к мирной манифестации. Надо же донести правду о невыносимой жизни "мужиков да с заводов батраков"! Двинулись к "царёвой хате" толпой "тыщ в двадцать пять, а то и боле, и кричат :"Земли и воли!" Перепугался царь Берендей. Почему?

А было ему предсказание, что царствовать он будет спокойно только десять лет, а дальше - беда. Вот и принял нашествие мужиков за обещанную беду, вот и дозволил своим полканам стрелять!

Но очухался народ - вновь сбираться стал на сход.

Крик пошёл, как на базаре: виноваты-де бояре!

Берендей же для народа с шеи крест отдать готов!

Коли б он про всё мог знать - тут пошла б иная стать!

И советуют опять ходоков к нему послать...

Иван и говорит: Гайдуки и казаки - это те же мужики. И вблизи, и вдалеке - всё стоит на мужике. Он и пашет, и куёт - всем идёт с него доход. Забастуй он - сразу, брат, господишкам выйдет мат!

Вот как, оказывается, началась Всероссийская стачка!

И вот уже злой придворный Кудесник с Воеводой подсказывают царю написать Манифест. Созвать "выборную рать". Её ДУМОЙ величать.

И в числе других Иван депутатом был избран. Недели не прошло - а царь уже рвёт и мечет: "Говорят, что мы не в воле никого казнить уж боле?! Царь я больше, али нет?" Что делать с этим народом?!

Советник тут как тут:

- Всё назад ты можешь взять, что ему изволил дать.

Государственную думу мы разгоним, царь, без шуму!

А тут - ещё и война. И засуха, и спекуляция зерном. Заполыхали имения. И вот - верные царские полки воюют с мужиками. Иванову отцу Даниле "прямо в сердце угодили".

И войска царёвы с пеньем по другим пошли селеньям...

Хвалят их попы за это, и поют им "многи лета!"

Люди войско проклинают - а не ведают, не знают,

Что не сам солдат казнит, а царь - батюшка велит!"

Конёк оказался умнее Ивана - догадался, что без царёва приказа ничего не делается. Но как убедить в этом дурака? Только волшебное средство и поможет: шапка - невидимка! Сходи, Ваня, во дворец, посмотри сам да послушай.

Оказалось - царь слушает всех: кудесника, воеводу, а главные его советчицы - "две царицы, две заморские синицы" - жена да мать. Одна у них цель - удержать его на троне, чтобы и самим век у трона прожить.

Поняли, что худо их дело лишь тогда, когда солдаты отказались стрелять в мужиков. "Понял каждый, знать, солдат, что мужик солдату - брат!"

-2

Мать - царица первой уехала за границу, будто погостить, да и не вернулась. А царю пришлось бежать в великой спешке - показалось, что " на площади дворцовой ставят столб ему сосновый!"

Запрыгнули на корабль - и царица наследника выронила прямо в воду. Какой - то мужик его из жалости выловил, да поздно: "Захлебнулся паренёк. Ну да что ж, каков пенёк - чай, таков же и отросток!" - и швырнул его с подмосток.

Да и корабль далеко не уплыл - напоролся на мину.

А в народе рассуждали:

- От такой, прости бог, гниды, сколь мы вынесли обиды!

И постановил народ,

"Чтоб стояла бы отныне власть рабочих и крестьян.

И угодья, и именье - это общие владенья.

Чтоб держал надел лишь тот, кто свой пот на пашне льёт.

Чтоб с заводов шел вперёд лишь трудящимся доход.

Тоже строили дворцы не дворяне, не купцы.

Повернём-ка мы хоромы под народные под домы!

Шли оттуда мрак и гнёт - свет пускай теперь идёт!

Об одном только не могли договориться мужики:

"Коли с нами баб сравнять - их потом и не унять!"

Но, если, подумать... "Где нет бабы - жизни нет, не стоит без бабы свет".

Порешили:

"Равны баба с мужиком - держат мир они вдвоём!"

И пошла у них наново жизнь счастлива и здорова!

-3

***

Вот что значит ослабить цензуру! Сказка - прокламация была выпущена заявленным тиражом 10.000 - и разошлась в несколько дней. Искали, изымали, сжигали, а через месяц - второе издание. В Тифлисе! Третье - в Казани! Под разными названиями и даже с разными именами автора, но это был всё тот же "Скакунок".

Газеты били тревогу: «Полиции предложено принять меры к обнаружению автора книжки, пародирующей «Конька-Горбунка» Ершова под названием «Конек-Скакунок». Вместе с тем обещано денежное вознаграждение лицу, обнаружившему склад издания этой книги и напечатавшего ее книгоиздательства «Ручеек». Пока поиски полиции увенчались отобранием около тысячи экземпляров названной книжки и задержанием около 50 лиц, занимающихся ее распространением». За имя автора обещали семь тысяч рублей.

Дело взял под контроль сам Пётр Аркадьевич Столыпин - лично запретил и приговорил к сожжению. Рассылал во все концы телеграммы с требованием обыскивать школы, заводы, казармы, и в особенности сёла - уничтожать крамольную сказку!

-4

Можно ли придумать рекламу, более действенную?! За 1907 год общий тираж "Скакунка" - полмиллиона!

Известны случаи, когда отдавали под суд солдат, у которых находили опасную книжку. Составляя обвинительный акт, чиновники так обильно насыщали текст цитатами, что ... смеялись и судьи!

Но автора тогда так и не вычислили. Подозревали, но так и не смогли доказать, что это - Басов Сергей Александрович, дворянин, народоволец, позже - эсер, уже имеющий за плечами четыре ареста и восемь лет ссылки в Верхоянск. А откуда же ещё псевдоним "Верхоянский"?!

К тому же господин Басов пишет стихи и хлёсткие памфлеты: «Что делал король французский со своим народом и что народ сделал с ним», «Русская история в стихах, или Дедушка Тарас»...

И - уникальный случай! - книгу "неизвестного" автора выдвинули на соискание Пушкинской премии! Так высоко профессор Котляревский оценил язык сказки. Но - Академия отклонила. По мотивам политическим.

Нелегальную агитационную поэзию Сергей Басов считал делом своей жизни. Хотя занимался ею "между делом", оставаясь неуловимым для полиции. Инкогнито раскрыл только в 1917 году. Да и в самом деле - пора было народу узнать имя своего "Нострадамуса" - разве не предсказал он события в точности? Задолго до революции, задолго до войны, до спекуляции хлебом... задолго до гибели царской семьи...

-5

После революции левый эсер Басов работал на железной дороге, в ВЧК, в Наркомате просвещения... В 30-е годы заведовал Домом - музеем Толстого. Ему было что вспомнить - ведь с Толстым был знаком лично!

И продолжал писать. "Между делом".

А свою сказку для послереволюционного издания несколько переработал. Появился в ней новый персонаж "Кулик - большевик". И вышла книжка в 1935 году сувенирным изданием - с великолепными иллюстрациями мастеров Палеха.

-6

Устарела ли она? Не в большей мере, чем подлинник Ершова!

Сатира устаревает, когда уходят в прошлое реалии - но бывает и так, что Берендеи, Кудесники, Воеводы возвращаются...

Полный текст сказки здесь: http://az.lib.ru/b/basowwerhojancew_s_a/text_1906_konek-skakunok.shtml