Третье положение, являющееся следствием двух предыдущих, я бы выразил так: Долг-это необходимость "действовать из уважения к закону". У меня может быть склонность к объекту как к результату моего предполагаемого действия, но я не могу уважать его только по той причине, что это результат, а не энергия воли. Точно так же я не могу уважать склонности, будь то мои собственные или чужие; я могу в лучшем случае, если мои собственные, одобрить их; если чужие, иногда даже любить их; т. Е. смотреть на них как на благоприятные для моих собственных интересов. Это только то, что связано с моей волей как принцип, ни в коем случае не как следствие,—то, что не подчиняет моей склонности, а подавляет ее или, по крайней мере, в случае выбора исключает ее из своего расчета,—другими словами, просто сам закон, который может быть объектом уважения, а следовательно, и приказом. Теперь действие, совершаемое из чувства долга, должно полностью исключать влияние склонности, а вместе с ней и любой объект воли, так что не остается ничего, что могло бы определять волю, кроме объективного ЗАКОНА и субъективно ЧИСТОГО УВАЖЕНИЯ к этому практическому закону и, следовательно, максиме [Сноска: МАКСИМА-это субъективный принцип воли. Объективный принцип (то есть то, что также субъективно служило бы практическим принципом для всех разумных существ, если бы разум имел полную власть над способностью желания) - это практический ЗАКОН.] что я должен следовать этому закону, даже несмотря на все мои склонности.
Таким образом, моральная ценность действия заключается не в ожидаемом от него эффекте и не в каком-либо принципе действия, который требует заимствования его мотива из этого ожидаемого эффекта. Ибо все эти следствия— удовлетворенность своим состоянием и даже содействие счастью других—могли быть вызваны и другими причинами, так что для этого не было бы необходимости в воле разумного существа; в то время как только в этом можно найти высшее и безусловное благо. Поэтому выдающееся благо, которое мы называем моральным, не может состоять ни в чем ином, как в КОНЦЕПЦИИ ЗАКОНА самого по себе, ЧТО, БЕЗУСЛОВНО, ВОЗМОЖНО ТОЛЬКО В РАЗУМНОМ СУЩЕСТВЕ, поскольку эта концепция, а не ожидаемое действие определяет волю. Это благо, которое уже присутствует в человеке, который действует соответствующим образом, и нам не нужно ждать, пока оно появится первым в результате. [Сноска: Здесь мне могут возразить, что я прячусь за словом "УВАЖЕНИЕ" в неясном чувстве, вместо того, чтобы дать четкое решение вопроса с помощью концепции причины. Но хотя уважение-это чувство, оно не является чувством, ПОЛУЧЕННЫМ через влияние, а создается САМИМ собой рациональное понятие и, следовательно, специфически отличное от всех чувств первого рода, которые могут быть отнесены либо к склонности, либо к страху, То, что я немедленно признаю законом для себя, я признаю с уважением. Это просто означает сознание того, что моя воля ПОДЧИНЕНА закону, без вмешательства других влияний на мое чувство. Непосредственное определение воли законом, и сознание этого называется УВАЖЕНИЕМ, так что это рассматривается как ДЕЙСТВИЕ закона на субъекта, а не как ПРИЧИНА этого. Уважение-это, собственно, концепция ценности, которая подрывает мою любовь к себе. Соответственно, это нечто, что не рассматривается ни как объект склонности, ни как объект страха, хотя в нем есть нечто аналогичное и тому, и другому. Объектом уважения является только ЗАКОН, и тот закон, который мы навязываем СЕБЕ, и все же признаем необходимым сам по себе. Как закон, мы подчиняемся ему, не советуясь с самолюбием; навязанное нами самим себе, оно является результатом нашей воли. В первом аспекте это имеет аналогию со страхом, во втором-со склонностью. Уважение к человеку-это правильно только уважение к закону (честности и т. Д.), пример которого он приводит нам. Поскольку мы также рассматриваем совершенствование наших талантов как обязанность, мы считаем, что видим в человеке талантов, так сказать, ПРИМЕР ЗАКОНА (а именно, стать похожим на него в этом упражнении), и это составляет наше уважение. Весь так называемый моральный ИНТЕРЕС состоит просто в УВАЖЕНИИ к закону.]