Найти тему
Степан Бугров

Понятие объективного принципа, поскольку оно обязательно для воли, называется повелением (разума); а формула повеления называетс

Понятие объективного принципа, поскольку оно обязательно для воли, называется повелением (разума); а формула повеления называется Императивом.

Все императивы выражаются словом "ДОЛЖЕН" [или "ДОЛЖЕН"] и тем самым указывают на отношение объективного закона разума к воле, которая в силу своей субъективной конституции не обязательно определяется им (обязательством). Они говорят, что было бы хорошо что-то сделать или воздержаться, но они говорят это воле, которая не всегда что-то делает, потому что считается, что это хорошо. Однако практически ХОРОШО то, что определяет волю посредством понятий разума, и, следовательно, не из субъективных причин, а объективно, то есть на принципах, которые справедливы для каждое разумное существо как таковое. Оно отличается от ПРИЯТНОГО, как то, что влияет на волю только посредством ощущения от чисто субъективных причин, действительных только для чувства того или иного, а не как принцип разума, который справедлив для каждого. [Сноска 3: Зависимость желаний от ощущений называется склонностью, и это, соответственно, всегда указывает на ЖЕЛАНИЕ. Зависимость условно определяемой воли от принципов разума называется ИНТЕРЕСОМ. Поэтому это встречается только в случае зависимой воли, которая не всегда сама по себе соответствует разум; в Божественной воле мы не можем постичь никакого интереса. Но человеческая воля также может ПРОЯВЛЯТЬ ИНТЕРЕС к чему-либо, следовательно, не действуя ИЗ ИНТЕРЕСА. Первое означает ПРАКТИЧЕСКИЙ интерес к действию, второе-ПАТОЛОГИЧЕСКИЙ интерес к объекту действия. Первое указывает только на зависимость воли или принципов разума сами по себе; второе, зависимость от принципов разума ради склонности, разум предоставляет только практические правила, как может быть удовлетворено требование склонности. В в первом случае меня интересует действие; во втором-объект действия (потому что мне это нравится), Мы видели в первом разделе, что в действии, совершаемом из чувства долга, мы должны учитывать не интерес к объекту, а только интерес к самому действию и его рациональному принципу (а именно закону).]

Следовательно, совершенно добрая воля в равной степени подчинялась бы объективным законам (а именно законам добра), но не могла бы рассматриваться как ОБЯЗАННАЯ таким образом действовать законно, поскольку сама по себе, исходя из ее субъективной конституции, она может быть определена только концепцией добра. Следовательно, никакие императивы не относятся к Божественной воле или вообще к СВЯТОЙ воле; ДОЛЖЕНСТВОВАНИЕ здесь неуместно, потому что воля уже сама по себе обязательно находится в согласии с законом. Следовательно, императивы-это всего лишь формулы, выражающие отношение объективных законов всякой воли к субъективному несовершенству воля того или иного разумного существа, например, человеческая воля.

Теперь все ИМПЕРАТИВЫ повелевают либо ГИПОТЕТИЧЕСКИ, либо КАТЕГОРИЧЕСКИ. Первые представляют практическую необходимость возможного действия как средства для чего-то другого, чего хотят (или, по крайней мере, чего, возможно, захотят). Категорическим императивом было бы то, что представляло бы действие как необходимое само по себе, без привязки к другой цели, то есть как объективно необходимое.