Генерал-полковник авиации и Герой Советского Союза Георгий Байдуков участник легендарного беспосадочного перелета Москва-Ванкувер в 1937 году. После этого события всему миру стал известен, прежде всего, командир экипажа - Валерий Чкалов. А Георгий Байдуков остался не известным широкой публике.
Байдуков с 1930 года служил лётчиком-испытателем в НИИ ВВС. Он считался одним из лучших летчиков, умеющего летать в самых неблагоприятных погодных условиях.
Поэтому, в 1935 году его назначили вторым пилотом на беспосадочный трансарктический перелёт Москва — Северный полюс — Сан-Франциско.
Байдукову пришлось освоить для перелёта самолет АНТ-25.
Но беспосадочный перелёт не удался и из-за неисправности маслопровода над Баренцевым морем пришлось возвращаться не солоно хлебавши.
Байдуков после этого сформировал новый экипаж АНТ-25 из первого пилота Валерия Чкалова и штурмана Александра Белякова.
- 20—22 июля 1936 года на самолёте АНТ-25 в качестве второго пилота (командир — В. П. Чкалов, штурман — А. В. Беляков) совершил беспосадочный перелёт из Москвы через Северный Ледовитый океан и Петропавловск-Камчатский на остров Удд в устье Амура протяжённостью 9,374 км (полётное время 56 ч. 20 мин) - Википедия
Из воспоминаний Георгия Байдукова:
"С острова Удд самолёт взлететь не мог из-а крупных валунов, гальки и сырого песка. В них колёса шасси утопали, и машину было невозможно передвинуть на сотню метров. По предложению маршала Блюхера было решено построить деревянную полосу для взлёта АНТ-25.
2 августа 1936 года мы, сопровождаемые жителями острова Удд, стартовали и произвели посадку в Хабаровске. затем для встречи с советскими людьми мы садились в Чите, Красноярске. Везде нас принимали радостно и восторженно".
24 июля 1936 года капитан Георгий Филиппович Байдуков был удостоен звания Героя Советского Союза с денежной премией 20 тысяч рублей. Медаль Золотая Звезда, которую ему вручили была за № 10.
А 18-20 июня 1937 года знаменитый теперь экипаж совершил беспосадочный перелёт Москва — Северный полюс — Ванкувер.
Длительность полёта была 63 часа 16 минут, расстояние - 9130 км. Но по прямой вышло 8582 км.
После триумфального полёта Байдуков продолжил военную службу:
В составе 85-го авиаполка особого назначения полковник Байдуков в январе-феврале 1940 года совершил 8 боевых вылетов на бомбардировщике ДБ-3 (на советско-финской войне) и был награжден орденом Красного Знамени.
После Великой Отечественной войны Байдуков на командных должностях в ПВО. При нём 4 марта 1961 года на полигоне Сары-Шаган в Казахстане впервые ракетой была перехвачена и сбита учебная баллистическая ракета. Это был прорыв в обеспечении системы ПВО. И большая заслуга в этом Байдукова.
Статьи канала "История и культура Евразии за февраль 2022 года"
Список художественных рассказов канала "История и культура Евразии" за 2020-2022 годы
Самые читаемые тексты канала "История и культура Евразии" за неделю с 7 февраля 2022 года
Самые читаемые тексты канала "История и культура Евразии" за январь 2022 года