На самом деле именно сейчас он должен полностью покинуть мир чувств, чтобы совершить свой полет в царство идей; ибо разум вечно пребывает запертым в конечном и случайном и не перестает задавать вопросы, не достигнув последнего звена цепи. Но так как человек, с которым мы имеем дело, еще не способен на такую абстракцию и не находит ее в сфере чувственного знания, и поскольку он не ищет ее в чистом разуме, он будет искать ее ниже, в области чувств, и, по-видимому, найдет ее. Без сомнения, чувственные шоу для него нет ничего, что имело бы свое основание само по себе и что само по себе устанавливает законы, но оно показывает ему нечто, что не заботится об основании или законе; поэтому, не будучи в состоянии успокоить разум, показав ему конечную причину, он сводит его к молчанию концепцией, которая не желает причины; и будучи неспособным понять возвышенную необходимость разума, он придерживается слепого ограничения материи. Поскольку чувственность не знает иной цели, кроме своего интереса, и не определяется ничем, кроме слепой случайности, она делает первое мотивом своих действий, а второе-хозяином мир.
Даже божественная часть в человеке, моральный закон, в своем первом проявлении в чувственном, не может избежать этого извращения, так как этот моральный закон только запрещен и борется в человеке с интересами чувственного эгоизма, он должен казаться ему чем-то странным, пока он не начнет считать эту любовь к себе чужой, а голос разума-своим истинным "я". Поэтому он ограничивается ощущением оков, которые налагает на него последнее, не имея сознания бесконечного освобождения, которое оно обеспечивает ему. Не подозревая в себе достоинства законодателя, он только испытывает стеснение и бессильный бунт субъекта, страдающего под гнетом, потому что в этом опыте чувственное побуждение предшествует моральному побуждению, он дает закону необходимости начало в себе, положительное происхождение, и самой прискорбной из всех ошибок он превращает неизменное и вечное в себе в преходящую случайность.Он решает рассматривать понятия справедливого и несправедливого как законы, которые были введены волей, а не как имеющие сами по себе вечную ценность. Так же, как и в объяснении некоторых естественных он выходит за пределы природы и ищет в ней то, что можно найти только в ней, в ее собственных законах; так же и в объяснении моральных явлений он выходит за пределы разума и высвечивает свою человечность, ища бога таким образом. Неудивительно, что религия, которую он приобрел ценой своей человечности, оказывается достойной этого происхождения, и что он рассматривает только как абсолютные и вечно обязательные законы, которые никогда не были обязательными от всей вечности. Он поставил себя в связь не со святым существом, а с могущественным. Поэтому дух его религии, почитания то, что он дает Богу, - это страх, который унижает его, а не почитание, которое возвышает его в его собственном уважении.
Хотя эти различные отклонения, посредством которых человек отклоняется от идеала своего предназначения, не могут происходить все одновременно, потому что при переходе от неясности мысли к заблуждению и от неясности воли к искажению воли необходимо пройти несколько ступеней; все эти ступени без исключения являются следствием его физического состояния, потому что во всех витальных побуждениях колеблется формальное побуждение. Теперь могут произойти два случая: либо разум, возможно, еще не заговорил в человеке, и физическое может властвовать над ним со слепой необходимостью, либо разум может не будучи достаточно очищенным от чувственных впечатлений, моральное все еще может быть подчинено физическому; в обоих случаях единственным принципом, имеющим над ним реальную власть, является материальный принцип, и человек, по крайней мере в том, что касается его конечной тенденции, является чувственным существом. Разница лишь в том, что в первом случае он-животное без разума, а во втором-разумное животное. Но он не должен быть ни тем, ни другим: он должен быть мужчиной. Природа не должна управлять им исключительно; ни разум не должен быть обусловлен. Два законодательства должны быть полностью независимыми, и все же взаимодополняющие.