На днях в турецкой газете Turkiye Turizm была опубликована заметка президента фонда помощи туристическому сектору региона Анталии г-жи Эмине Гюльшах. Эта дама пишет: «В этом году доля немецких туристов была очень низкой и персонал отелей не получил достаточно чаевых. Именно немцы на них самые щедрые. Русские же, если и оставляют чаевые, то дают максимум один доллар».
В качестве причины такой ситуации конечно можно указать позднее открытие туристического сезона в этом году по известным причинам. Однако высказывание г-жи Эмине Гюльшах не голословное. Так говорят о русских туристах носильщики, горничные, официантки, бармены и повара турецких отелей. Они отмечают, что после немцев щедрыми на чаевые идут скандинавы, голландцы, англичане, бельгийцы и даже чехи. Они даже носильщику, принесшему чемодан в номер, дают 2 евро.
Нынешний сезон через пару недель завершится. Лишь 10% отелей в регионе Анталии примут туристов в зимний период. До начала нового сезона, который откроется лишь в апреле-мае 2022 года, три сотни сотрудников сферы туризма останутся без работы. Им нужно дожить до весны.
Конечно, благодарность, выраженная в чаевых, дело добровольное. Давшему их любой сотрудник отеля будет признателен. Турки очень внимательны. Оставишь пару монет горничной, понравившемуся официанту перед уходом с ужина или бармену. Они вас сразу заприметят и будут более услужливы. Ведь зарплата у них очень низкая, а найти другую работу поблизости нет возможности.
В Турции есть традиция оставлять чаевые обслуживающему персоналу, будь то водитель туристического автобуса или горничная в номере.
Хотя никто вас к этому принуждать не станет и на проигнорировавшего косо смотреть не будет. Кстати, дают на чай не только деньги. Это может быть плитка шоколада или небольшой сувенир. А сотрудникам мужского пола лучшей благодарностью будет бутылка русской водки желательно с красивой этикеткой.
Возвращаясь к заметке в газете, возникает вопрос, неужели наши туристы, приехавшие на отдых в Турцию, по сравнению с европейцами, такие жадные?
Аналитики сервиса планирования путешествий OneTwoTrip собрали опросы у побывавших в отпуске за границей и подсчитали, что каждый второй оставляет чаевые персоналу отелей. Из них 36% не жадничают. Это, в основном, те, которые неплохо зарабатывают, то есть молодое поколение. Старшее не приучено у нас к такой благодарности, да и пенсии не дают возможности разгуляться на отдыхе на всю катушку. Вот и довольствуются программой «все включено».
Ну, а вы, отдыхая в Турции, даете на чай обслуживающему персоналу?