Через день после того, как СССР отметили 54-ю годовщину Великой Октябрьской Социалистической Революции, весь мир познакомился с одной из жемчужин рок-музыки, окончательно оформив статус LED ZEPPELIN как живых богов музыкального Олимпа. "Led Zeppelin IV" и по сей день остаётся одним из самых творчески влиятельных и коммерчески успешных альбомов в истории музыки. Как художественное высказывание альбом вызвал такой резонанс, что с завидным постоянством продолжает находить отклик в сердцах слушателей и вдохновлять на творчество поколения и поколения музыкантов.
В коммерческом плане "Led Zeppelin IV" — настоящий гигант, поспорить с которым могут немногие, ведь в его активе более 37 миллионов проданных копий по всему миру. В США альбом недавно получил 24-кратный платиновый сертификат от RIAA, став пятым самым продаваемым альбомом всех времён, а также самым продаваемым альбомом британского исполнителя. За пределами Америки альбом получил бриллиантовый статус в Канаде (дважды); мультиплатиновый в Австралии (девять раз), Великобритании (шесть раз) и Франции (дважды); платиновый в Аргентине, Бразилии, Италии, Норвегии, Польше и Испании; и золотой в Германии (трижды).
"Led Zeppelin IV" возглавил альбомные чарты в Великобритании, Канаде и Нидерландах и достиг второй строчки в Австралии, Дании, Франции, Швеции, а также в США, продолжая оставаться самым продаваемым из обширного каталога коллектива.
До успеха и признания в 1971 году группа провела осень и зиму 1970 года за сочинением и записью "Led Zeppelin IV", причём ранние сессии записи начались в Лондоне в студии Айленд в декабре 1970 года. Месяц спустя группа переехала в Хедли-Грейндж, загородный дом в Хэмпшире, где они переоборудовали дом в студию звукозаписи и использовали мобильную студию Rolling Stones для записи большинства основных треков альбома со звукорежиссёром Энди Джонсом, который сотрудничал с коллективом при записи второго и третьего диска.
Джимми Пейдж, который также продюсировал альбом, поделился воспоминаниями:
«После небольшого пребывания в коттедже Bron-Yr-Aur [во время работы над "Led Zeppelin III"] вместе с Робертом я представил себе ситуацию, когда мы все живём в Хедли-Грейндж и у нас есть своя мобильная студия. Мне понравилась идея использовать её в качестве рабочего места, чтобы полностью сосредоточиться на создании музыки, проживая при этом вместе в одном доме».
Джон Пол Джонс добавляет:
«Всё это носило экспериментальный характер. Мы впервые оказались вместе не только в студии, но и жили в одном помещении. До этого мы записывались в студиях... И это всегда были отель, студия, отель, студия. Мы никогда не жили в одном месте и не записывались там. Так что для нас это был и правда новый способ работы, и, как мне кажется, он пошёл нам на пользу. У нас просто была огромная старая комната с большим камином, где было установлено всё оборудование. И вы могли просто прийти и начать работать, если никого не было рядом, или мог появиться кто-то ещё, и тогда всё превращалось в джем-сейшен. Тогда все всё время в той или иной степени занимались музыкой, что, как вы знаете, сказалось положительно на итоговом результате».
Такой нетрадиционный (для того времени) подход дал группе больше свободы для фиксации спонтанных номеров и моментов вдохновения. О написании едва ли не главного шедевра в карьере группы и настоящей визитной карточки LED ZEPPELIN "Stairway To Heaven" Роберт Плант вспоминает:
«Я сидел рядом с Джимми перед камином в Хедли-Грейндж. Он сочинил ту самую последовательность аккордов и наигрывал её мне. Я держал карандаш и бумагу, и вдруг моя рука пишет слова: "There's a lady who's sure all that glitters is gold..." Я сидел, смотрел на эти слова и чуть не вскочил со своего места. Я оказался в нужное время в нужном месте».
Группа также нашла способ использовать акустику Хедли-Грейндж в своих интересах. Наиболее известна запись барабанщика Джона Бонэма, который исполнил песню "When The Levee Breaks" в прихожей дома, используя микрофоны, подвешенные рядом на лестнице. Сегодня это один из самых известных звуков ударных в мире, который бесчисленное количество раз использовался артистами разных жанров, включая Бейонсе, Beastie Boys, Massive Attack, Джей Коула, Бьорк и Эминема.
Когда основные треки для альбома были готовы, группа вернулась в Лондон, чтобы записать "Stairway To Heaven" и дописать материал Хедли в студии Айленд. Вскоре после этого Пейдж отправился в Лос-Анджелес для работы над первоначальным сведением альбома в студии Сансет Саундс, а затем вернулся в Айленд для процедуры дополнительного сведения. Итоговое же сведение было отложено до июля, чтобы учесть весенние и летние гастроли группы.
Одной из самых запоминающихся частей оформления альбома стали четыре символа, использованные на внутренней обложке для обозначения четырёх участников группы.
Джон Пол Джонс рассказал:
«Была очень хорошая маленькая книжка со знаками и символами, и мы решили выбрать из этой книги символы, соответствующие каждому участнику группы. Бонзо [Джон Бонэм] и я послушно взялись за дело, и в итоге мы действительно выбрали символы, которые были противоположны друг другу графически, что было довольно странно, но так вышло само по себе. Ну а потом уже Роберт и Джимми придумали свои собственные. Все они имели свой личный смысл».
Примечательно, что альбом был выпущен без названия, без текста на передней и задней обложках, включая название группы или название альбома — радикальная идея для того времени.
Пейдж добавил:
«После выхода и успеха третьего альбома мы всё ещё получали негативные отзывы об альбомах и концертах в некоторых специализированных журналах в Америке. И даже после третьего альбома говорили, что мы "лишь непонятный шум или просто на хайпе", и прочее в таком духе. Это немного раздражало. И тут нам показалось, что предложение стоящее — выпустить альбом, на котором вообще не было бы никакой информации... И посмотреть, как он будет продаваться».
Джон Бонэм в момент выхода альбома сказал:
«Обложка может означать всё, что люди хотят в ней увидеть. Для меня она означает следующее: "Я бы лучше жил в старом доме, а не в новом многоквартирном". Я лично считаю, что альбом — это лучшее, что мы когда-либо делали. Я его обожаю. Это четвёртый альбом, и это следующий этап, на котором мы находились во время записи. Все альбомы были разными, и, на мой взгляд, этот — лучший. И он не попытка быть высокомерными или заносчивыми».