Найти тему

"Мам, а сегодня – это когда?" Как отвечать на детские вопросы - советы эксперта

Оглавление

Дети в среднем задают от 70 до 150 вопросов в день. И не всегда родители знают, как на них отвечать. А иногда и вовсе не утруждают себя этим, ограничиваясь формальным «понятия не имею».

А ведь ответы на детские вопросы – не просто прекрасный способ укрепить семейное доверие, но и возможность воспитать в ребенке любознательность и научить его работать с информацией, анализировать и строить причинно-следственные связи. Современные исследования показывают, что семейная обстановка и ожидания родителей в значительной степени работают на успешность обучения детей в школе. При этом речь идет не о количестве посещенных кружков, а скорее из рутинных ежедневных мелочей, которые могут внести положительный вклад в обучение ребенка. Наш эксперт, выпускница биологического и педагогического факультетов МГУ, разработчик научных программ для детей Александра Зырянова, рассказывает, как отвечать на вопросы детей с удовольствием (в конце статьи бонус – самые неожиданные детские вопросы).

Ученые как дети

Если у ребенка возникает большое количество вопросов, это признак того, что ему интересно узнавать новое. Если сохранить это стремление, в дальнейшем у ребенка не будет проблем с учебой, широкий кругозор будет хорошим фундаментом для формирования своих интересов и предпочтений.

Как сказал мой знакомый научный сотрудник: «Ученые как дети – они не утратили интерес к миру и все время задаются вопросами о его устройстве». Это особенно важно в детском возрасте, ведь с умения видеть проблему и задавать вопросы и начинается критическое мышление, которое помогает в жизни любому взрослому.

-2

Дошкольное любопытство

Для по-настоящему любознательного дошкольника сотня вопросов в день – далеко не предел. В «возрасте почемучек» на родителей обрушивается просто водопад вопросов. Почему вода мокрая? Где заканчивается небо и почему оно синее? Из чего сделаны тени? Как дышат рыбы? Даже если у вас докторская степень Оксфордского университета по естествознанию, забудьте об этом. Как отвечать:

  • Малышу нужен простой и понятный ответ (трехлетке на вопрос «Почему листья растений зеленые?» будет достаточно ответить «Потому что сейчас лето», а в 5-7 лет – «Потому что в них содержится вещество, придающее зеленый цвет»)
  • Не обязательно всегда отвечать максимально правильно, можно иногда и пошутить немного («Какой это поезд?» - «Волшебный… синий… пассажирский…»)
  • Похвалите ребенка, если он задал сложный и нетривиальный вопрос, и не стесняйтесь признаться в том, что вы не знаете на него ответ
  • Если вы рассмеялись, услышав забавный вопрос ребенка, не забудьте объяснить, почему это показалось вам смешным. В противном случае ребенок может обидеться и перестать спрашивать
  • То же самое может случиться, если обесценить вопрос ребенка ответом «Что за глупость?», «Ничего поумнее не мог спросить?». Далеко не все то, что очевидно взрослым, понятно и детям. «Мам, а когда придет папа?» - «Сегодня» - «А сегодня - это когда?» - «Что за глупый вопрос? Сегодня - это сегодня». И действительно, для всех взрослых очевидно, что значит ответ «сегодня». Но подумайте: действительно ли это так же понятно ребенку в 3 года? Возможно, он искренне об этом спрашивает, потому что только пытается разобраться во временных понятиях
  • Если время не позволяет обстоятельно ответить, не отмахивайтесь от ребенка, а объявите «перерыв от вопросов» и договоритесь, когда вы сможете продолжить: «Придем домой, напомни мне - и я покажу тебе иллюстрацию в энциклопедии».
-3

Младшая школа: все не так очевидно

В этом возрасте (6-10 лет) важно не только отвечать детям на их вопросы, но научить самостоятельно искать ответы. Им уже не требуется ответ здесь и сейчас, у них достаточно сформирована произвольность и внимательность, чтобы внимательно вас слушать, ставить эксперименты, ждать результата и делать выводы.

Если ребенок, например, спросит, почему нельзя есть поганки, проще всего сказать «Потому что ядовитые». Вашего авторитета, скорее всего, будет достаточно. Но гораздо лучше, если вы покажете, что это не личное суждение, а доказанный факт. Эксперимент с поганками проводить не советуем, но можно вместе почитать о том, какие яды содержатся в грибах и как отличить съедобные от несъедобных. Важно научить ребенка самостоятельно думать и рассуждать до того момента, как начнется пересмотр авторитетов.

-4

Вот еще несколько советов:

  • Дайте ребёнку подумать самому, оставляйте простор для рассуждения, наблюдайте, делайте вместе выводы
  • Не бойтесь сказать «не знаю»: таким образом вы даете ребенку понять, что чего-то не знать – это нормально. Гораздо хуже соврать ребенку, потому что если он узнает правду от кого-то другого, ваш авторитет серьезно пошатнется. Самый лучший вариант – предложить найти ответ вместе. Отложите вопрос на потом, найдите эксперта по этой теме, полистайте вместе книгу или страницы в интернете (важно научить ребенка пользоваться источниками информации и самостоятельно находить ответы)
  • На важные и сложные вопросы отвечайте сразу, не откладывая на потом. К таким разговорам желательно готовиться заранее: это касается, например, безопасности и полового воспитания, жизни и смерти, социального неравенства и т.д. Помните, что любой трудный разговор желательно заканчивать на позитивной, успокаивающей ноте, ориентированной на решения
-5
  • Ответы «потому что я так сказал» или «тебе это рано знать» могут привести к разочарованию и замешательству ребенка, снизить любопытство и мотивацию к обучению
  • Уточняющие вопросы помогают: понять, насколько детальный ответ требуется; взять паузу на размышления; уточнить, вызван вопрос любопытством или с ним связана какая-то тревога? Например, ребенок спрашивает про глобальное потепление - возможно, он где-то услышал про его страшные последствия и теперь ему нужно рассказать, какие пути решения этой проблемы разрабатывают ученые.

Старший школьник – серьезные вопросы

Вы точно не должны, да и не можете знать ответы на все вопросы, которые дети задают в этом возрасте. Предметы обсуждения становятся довольно узкими и специализированными; одновременно с этим у ребенка развивается функциональное чтение и другие учебные навыки, в которых вы можете помочь и направить его. Особое внимание в этом возрасте стоит обращать на поиск информации, верификацию данных, понимание прочитанного, умение работать с разными источниками информации.

  • Учите искать. Особое внимание в этом возрасте стоит обращать на поиск информации, верификацию данных, понимание прочитанного, умение работать с разными источниками информации
  • Предупредите о недостоверности некоторых источников: интернет, книги или разговоры могут содержать неправдивую информацию. Показывайте и объясняйте ребенку, как вы отличаете достоверные источники от недостоверных
  • Будьте готовы помочь. Ребенку может понадобиться ваша помощь в сложных моментах, если текст пестрит сложными терминами или неясными графиками. Возможно, вам самим придется как следует ознакомиться с этой темой, чтобы суметь донести важную информацию.
-6

А если вам самим нужна помощь в каких-то естественнонаучных вопросах, не стесняйтесь писать нам напрямую. Кстати, у нас в дзене уже есть много материалов, объясняющих сложную науку простым языком: почитайте!

И помните: если мы перестанем отвечать на вопросы детей, они перестанут их задавать.

А теперь обещанные забавные детские вопросы:

- А раньше все в мире было черно-белым? (после просмотра старого фильма)

- Первую социальную сеть в мире изобрели муравьи?

- Как люди делали первые инструменты, если у них не было инструментов?

- Почему я не вижу своих глаз?

- Мама, где ты хранишь мои манеры?

* Джон Хэтти “Видимое обучение для учителей. Как повысить эффективность педагогической работы”

______________________________

Sciencely — это образовательные программы для детей 7-16 лет в онлайне и офлайне, а также наборы для научных экспериментов. Мы, выпускники естественнонаучных факультетов МГУ и молодые врачи, делаем непонятное понятным и для ребят, и для родителей. Занимайтесь и будьте с нами: https://scly.me/us