Найти в Дзене
В гости к бабушке Европе

Москва посольская: 5 самых красивых особняков, которые принадлежат не России

Адресами «самых красивых» домов Москвы обмениваются и москвичи, и гости столицы, только есть нюанс: львиную долю таких зданий можно рассматривать лишь снаружи. Прекрасные особняки отданы под официальные учреждения, и многие из них сейчас вовсе считаются не российской территорией – их занимают посольства иностранных государств. Полноценного «посольского квартала» в Москве не сформировалось, и полтора века назад будущие роскошные посольские особняки когда-то не подозревали, что станут таковыми – это были жилые дома, которые строили москвичи сами для себя.

Кстати, ранее побывать там мог каждый – каждый год, в апреле либо мае, городские власти проводили Дни культурного наследия, в рамках которых организовывали экскурсии в места, которые в обычные дни закрыты для визитеров, в том числе в посольства. Действует ли это в современных непростых условиях – увы, не знаю. И очень рада, что мне довелось побывать внутри многих особняков в прошлом.:)

Однако многие посольские дома достойны того, чтобы их поразглядывать хотя бы снаружи. Например:

1) Посольство Франции – дом купца Игумнова (Большая Якиманка, 43). Пряничный теремок на Большой Якиманке – один из лучших примеров модного неорусского стиля, который пришелся по душе заказчику, купцу Николаю Игумнову в 1895 году. Строили с размахом поистине купеческим: теремок украшен изразцами, сделанными на заводе Кузнецова, а кирпич выписывали из Голландии. Старорусская красота царит и внутри здания — декоративные элементы вроде арок с «гирьками» и причудливо изогнутых дутых колонн в холле первого этажа, который продолжается такой же яркой лестницей.

Для оформления внутреннего убранства пригласили архитектора Петра Бойцова (над всем зданием целиком трудился Николай Поздеев), однако их ждала неприятность – заказчик отказался оплачивать превышение сметы на строительство. Кроме того, современники шедевр не оценили, посчитав излишеством. Дело кончилось тем, что Поздеев покончил жизнь самоубийством.

И эта мрачная история – не единственная, связанная с домом на Якиманке. По посольству бродит легенда: якобы сам Игумнов, предпочитавший жить в Ярославле, подарил московский особняк своей любовнице. Девушка в одиночестве не скучала, и однажды ее застали с молодым корнетом. С тех пор её никто не видел — зато гости, которым приходилось ночевать на Якиманке, рассказывают, что видели по ночам в коридорах женскую фигуру в белой рубашке…

Есть и ещё одна легенда: в 1910 году на балу Игумнов задумал удивить своих гостей, а в итоге пришлось покинуть столицу. Причиной стало неуважение к царю: купец приказал усыпать пол в танцевальной зале золотыми монетами – на которых, разумеется, был изображен профиль государя. Такой поворот событий при дворе не оценили, и купец вынужден был уехать из Москвы.

Французы здание получили в 1938 году.

2) Посольство Италии – Особняк Берга (Денежный пер., 5). Субъективно: моё любимое из посольств – может быть, потому что бываю там чаще всего и чувствую себя уже почти как дома.:) Внешне дом выглядит не так уж необычно (уступает французскому!), зато может похвастаться историей. Заказчик Сергей Берг в 1897 году доверил строительство дома архитектору Петру Бойцову (тому, кто трудился над домом Игумнова), и проект соединяет в себе архитектурные стили от барокко до русского модерна и ампира, являя собой яркий пример московской архитектуры начала ХХ века. Причем заметить это внутри гораздо легче, чем снаружи: к примеру, роскошная роспись на потолке гостиной напоминает о римском барокко, а резная деревянная лестница в холле – о теремах старой Руси.

Особую известность особняк Берга получил благодаря тому, что именно там прошел первый в Москве «электрический бал», описанный журналистом Владимиром Гиляровским:

Роскошный дворец со множеством комнат и всевозможных уютных уголков сверкал разноцветными лампами. Только танцевальный зал был освещен ярким белым светом. Собралась вся прожигающая жизнь Москва, от дворянства до купечества. Все московские щеголихи в бриллиантах при новом, электрическом свете танцевального зала показались скверно раскрашенными куклами: они привыкли к газовым рожкам и лампам. Красавица — хозяйка дома была только одна с живым цветом лица.

О-ля-ля, женская хитрость! Мадам Берг знала о коварстве электрического освещения – и потому нанесла соответствующий макияж. И выглядела выигрышно на фоне других дам.

Ну а потом в этом доме произошла трагедия: в 1918 году именно в красной гостиной бывшего дома Бергов застрелили немецкого посланника Вильгельма Мирбаха. Стреляли через окно, и в гостиной до сих пор стоит диван, на котором видна отметина пули, выпущенной Яковом Блюмкиным (ваша покорная слуга на том диване не единожды сидела!). Кстати, хороший вопрос: а как Мирбах оказался в особняке? Нет, не в гости к Бергам пришёл. Дело в том, что в 1918-1924 гг. этот дом служил посольством Германии, а потом, во время Второй Мировой войны, побыл ещё и японским посольством. Италия получила здание в 1949 году и с тех пор не покидала его.

3) Посольство Бразилии – особняк Лопатиной (Большая Никитская, 54). Еще один старорусский теремок был построен в 1876 году по проекту архитектора Александра Каминского, визитной карточкой которого был вошедший в ту пору в моду старинный русско-византийский стиль. Фасад особняка отделан фигурным кирпичом завода Алексея Гусарева, а керамические изразцы выполнены на знаменитых мастерских Сергея Масленникова, где производили российскую майолику. Эти изразцы можно увидеть невооруженным глазом, просто прогуливаясь мимо по Большой Никитской. И обязательно сделать фото: яркие изразцы на фоне красного кирпича выглядят эффектно!

Только внешний вид здания и напоминает сегодня о предпочтениях заказчицы – большая часть внутреннего убранства была утеряна в разные годы 20 века, например, когда особняк забрало себе общежитие для ветеранов. Сейчас интерьер не дает забыть о том, что официально там — уже территория Бразилии. Гордость особняка – акварельные обои в Обеденном зале, на которых изображен Рио-де-Жанейро 1820-х годов. Обои создал немецкий художник Йоганн Ругендас, который принимал участие в научной экспедиции, организованной Россией. Такие же украшают здание МИД Бразилии и посольство страны в Вашингтоне.

Бразилия получила особняк в 1963 году.

4) Посольство Беларуси – Особняк Грачёвых (Маросейка, 17). Примечательный ярко-голубой особняк в том месте, где Маросейка плавно перетекает в Покровку, примелькался многим москвичам. Первым его хозяином в 1780-х годах был граф Румянцев, а работы приписывают архитектору Баженову – именно ему присущи были такие витиеватые фасады в стиле барокко. Почти сто лет спустя его хозяевами стали купцы Грачевы, здание получило пышный, примечательный декор. Продумывал его архитектор Георгий Кайзер. Это эклектика и вычурность, характерные для барокко, обилие деталей, женские фигуры на фасаде и герб, украшенный ангелами и буквой «Г» в овале.

Еще интереснее – внутри, где главную гордость особняка являет собой чугунная лестница каслинского литья, дополненная орнаментом. По ней можно подняться наверх, в отреставрированные залы посольских приемов. Ну и фотографии сделать.:) Кстати, именно на этой лестнице снимался фрагмент фильма «Достояние республики» с Андреем Мироновым и Олегом Табаковым.

5) Посольство Норвегии – усадьба Грачёвых (Поварская, 7). Нет-нет, это не опечатка: действительно, снова Грачёвы, но уже другая линия семьи! Аккуратный, но изысканный особняк соответствует традициям московской эклектики, соединив в себе черты всех архитектурных стилей. Фасад здания украшает медальон с вензелем «МСГ»: инициалами хозяина, Митрофана Семеновича Грачева.

Внутри здания главные достопримечательности – красный каминный зал с графическими украшениями, а также каменный пол в шашечку в парадном вестибюле, скульптура Амура со львом у подножья лестницы, большое зеркало в мраморном обрамлении. Поднимаясь по лестнице, можно увидеть широкие арки, оформленные лепниной, и кованые решетки. Расписанные парадные залы чем-то напоминают интерьеры петербургских императорских дворцов.

Норвегия въехала в особняк в 1944 году и теперь хранит там важный артефакт: большую икону Олава Харальдссона, святого конунга, крестившего Норвегию. Он был канонизирован до разрыва и прекращения в 1054 году молитвенного общения между Православной и Католической церквями и признается святым обеими церквями. Икона написана в 2003 году Валерием Федоровым, насельником Свято-Троицкой Сергиевой лавры, по просьбе посла Эйвинда Нордслеттена.

Понравился рассказ? Ставьте лайк и подписывайтесь на канал, будет ещё много интересного. Читайте также: