Удары колес о зазоры между рельсами проходящего состава. Плацкартный вагон. В нем Иван с дорожными метафорами наготове. Дело идет к тому, что нас ждет незатейливая и искренняя история, а может статься, что и не одна. Русскостью веет начиная с первого кадра, а самое приятное во всем этом то, что здесь нет места для патриотической бравады, нет места для агитки – есть только один вахтовик Иван, без мишуры делящийся историями, которые наверняка найдут отклик где-то внутри каждого из нас.
«...летит вся дорога невесть куда в пропадающую даль, и что-то страшное заключено в сем быстром мельканье, где не успевает означиться пропадающий предмет».
© Н.В. Гоголь «Мертвые души»
Не проходит и минуты, как фильм сыплет символами, всем понятными и вне контекста фильма, например ментально маркированные дорога и архетип Иван (впрочем, не всегда дурак). Приглядный и неприглядный быт, аутентичность, рождающие чувство близости, – все это создает удивительно теплую атмосферу.
Кино в новеллах – давно не новость для отечественного кинематографа. Мы видели и такие фильмы, где все персонажи в итоге связаны одним событием (как, например, Новый год в «Елках»), и такие, где персонажи связаны раскрытием отношения к одному и тому же образу (как, например, мать в «Мамах»), но «Иваново счастье» гораздо шире, он ненавязчиво связывает всех нас этой самой русскостью, показанной на примере пяти Иванов.
Голос моря
«Осталось никаких сомнений
Похоже, счастлив я, и не слегка»
© Мумий Тролль «Фантастика»
Фантастика. Хорошее начало. Пожалуй, самая нежная и умильная из историй. Старый как мир (похожий на сказочный) сюжет о бескорыстной любви, о жертвах во имя нее. Все здесь смешалось: и рыбы, и люди. И все это очень напоминает бессмертные «Дары волхвов» О. Генри.
Иван (Кирилл Кяро) здесь добрый. Он по-настоящему чуткий, невзирая на внешнюю глухоту.
Гудбай, Америка
«Возьми банджо,
Сыграй мне на прощанье»
© Наутилус Помпилиус «Последнее письмо»
О своем и чужом. О том, как герой осваивает пространство, а пространство, в свою очередь, присваивает героя. Иван здесь для окружающих оказывается самозванцем (молодой кубинец среди русских, носящий имя Иван), выдерживает испытание – и незаметно для самого себя и окружающих из чужого превращается в своего. Это история о возможностях и выборе.
Иван (Закария Аль-Язиди) здесь в развитии. В финале пути он не тот, что в начале. Человек твердой воли и принципов.
Интервью
«И там где ты меня не ждешь.
Ночные ветры принесут тебе прохладу»
© Би-2 «Мой рок-н-ролл»
Пожалуй, самая грустная из историй. О тех, кто как перекати-поле. Без осуждения, без дидактических вставок. Просто как есть. Но легче не станет. Здесь уже о последствиях выбора. Очень даже возможно, что на лице Ивана по мере узнавания и проскользнула тень сожаления, но герой позиционирует себя как неколеблющийся. Самое горькое в этом эпизоде – то, что реального, открывающегося ему человека Иван принял всего лишь за кнопку-включатель для вдохновения. Может, это и главное.
Иван (Алексей Серебряков) здесь странник. Он стоик, живущий по принципу, что все так, как и должно быть, словно от него самого ничего не зависит.
Огоньки
«Огоньки
Снеговичок заплакал, устал»
© Ляпис Трубецкой «Огоньки»
Представьте, что скоро Новый год… Просто еще одна добрая и наивная история о неслучайных случайностях сродни чудес накануне большого праздника. О том, что все уходит и приходит в назначенный час.
Иван (Федор Добронравов) здесь раскаивающийся, ошибавшийся и получивший возможность исправить свои ошибки.
Москва – Владивосток
«Все, как тогда, ты просто брел наугад
и мог быть счастливым без повода, повода»
© Зимавсегда «Всё пустяки»
А вы знали, что путь следования поезда Москва – Владивосток составляет, как минимум, 6 суток? История о зрелом вахтовике, юном музыканте и разрушении возрастных стереотипов. О том, что призвание можно обрести и без его поиска. О страхе перед переменами, конфликтующем с необходимостью выхода из зоны комфорта. О воле случая и воле человека. Так, финальная новелла получилась особенно теплой и музыкальной.
Иван (Антон Адасинский) здесь на перепутье. Привычный жизненный уклад, гарантирующий стабильность, или яркая и хаотичная жизнь музыканта. В этом случае нет неправильного решения. Герой прекрасен во всех своих проявлениях.
________
Остается только поблагодарить Ивана Соснина и его команду за приятный вечер с кружкой чая и за просмотром «Иванова счастья». Не могу не закончить отзыв словами Ивана-рассказчика: «Оставляйте свои истории, может быть, их кто-нибудь когда-нибудь расскажет».