Найти тему

Как помочь ребенку запомнить буквы

Как хорошо уметь читать! Но как помочь ребенку запомнить буквы?
Очень важно при обучении чтению дошкольника называть звук, который они обозначают. Не "ЭМ", а "М", не "ПЭ", а "П". При этом произносить их
быстро и кратко. Так ребенок быстрее овладеет навыком слияния звуков
(букв) в слоги. Это совсем не означает, что ребенок не должен знать, что
буква и звук - разные понятия, что согласная буква может обозначать два
звука - твердый и мягкий. На своих занятиях по обучению грамоте мы с
детьми отводим много времени для отработки и закреплению данных
понятий. Но для обучения чтению не обязательно иметь знания по
фонетике русского языка.

Уместным здесь будет вопрос: нужно ли выучить весь алфавит,
прежде чем переходить к чтению слога? Нет, не нужно! Чтобы начинать
освоение чтения слогов, достаточно знать гласные буквы и несколько
согласных. Какие буквы изучить первыми, поможет определить Азбука
или Букварь, по которому вы будете учить ребенка читать.

В настоящее время на рынке развивающих игр - огромное
количество готовых игр, которые могут помочь ребенку выучить буквы.
Все эти игры - яркие и красочные. Но игры, направленные на изучение
букв, в основном разработаны по одному принципу: нужно находить
буквы и картинки с изображениями предметов, начинающихся на эти
буквы. Таким образом, они тренируют умение выделять первый звук в
слове и запоминание букв одновременно. А ведь в дошкольном возрасте
далеко не все дети легко определяют первый звук в слове. Чтобы
использовать такие игры в целях заучивания букв, нужно заранее
потренироваться в назывании первого звука в слове. Пробуя выполнять
подобные задания, придерживайтесь следующей последовательности
порядка предъявления слов:

- слова, где первый звук - А, У, И, Э, О (только под ударением);
- слова, где первый звук - отдельный согласный, не участвующий в
слоге-слиянии (К-РОТ, Т-РАКТОР, С-ТОЛ и т.д.);
- слова, начинающиеся на твердый согласный в слоге-слиянии
(МАШИНА, РУКА и т. д.);
- слова, начинающиеся на мягкий согласный в слиянии (КИНО,
ТЕЛЕВИЗОР и т. д.);
- слова, где первая буква - Е, Ё, Я, Ю.

Особое внимание обратите на ошибки ребенка в таких заданиях,
например, когда ребенок вместо звука 3 выделяет С, вместо Б - П,
вместо Д - Т, вместо Г - К, вместо Ж - Ш. Если такие ошибки ребенок
допускает часто, обязательно проконсультируйтесь по данному
вопросу у логопеда.

Готовых игр может быть недостаточно, чтобы ребенок уверенно
называл буквы. Вашему вниманию предлагаются оригинальные и
полезные игры, которыми вы можете воспользоваться при желании и
необходимости.

Игры, способствующие запоминанию букв

1. Игра «Покажи букву»
Изобразить заданные буквы с помощью пальчиков, ладошек и всего
тела. Выложить букву из любого материала: шнурков, ленточек
проволоки, счетных палочек, мозаики, бусин, пуговок, спичек, камушков,
карандашей , лапши, конфет, сушек. А еще можно слепить из пластилина,
соленого теста, и нарисовать пальчиком и гуашью по бумаге или по крупе
рассыпанной на подносе тонким слоем.

-2

2. Игра «Найди и назови букву»
Из картона вырезать буквы. Картонные буквы прикрепить к разным
предметам в общей комнате или комнате ребенка, где вы с ним
занимаетесь. Принцип прикрепления таков: с какой буквы начинается
название предмета, такая и буква прикрепляется. Например: «шкаф» —
«ш», «стол» — «с», «тумба» — «т», и так далее. Можно некоторые буквы
оставить мамы, папы, брата. Например: «Алла» — «А», мама, «Коля» —
«К», папа, нарисовать портреты родственников к этим буквам.

3. Игра «На что похожа буква» Очень полезно находить в окружающей обстановке предметы, похожие на буквы, а также дорисовывать буквы, «превращая» их. Буква «с» похожа на месяц, «о»- на обруч, «п» -на ворота. Можно находить знакомые буквы в вывесках на улице, в книгах с крупным шрифтом.

4. Игра «Архитектор»
Приготовить карточки из бумаги и на каждой карандашом нарисовать контур буквы, а ребенок пусть ее раскрасит. Каждую карточку разрезать на 2-4 части и перемешать, а ребенка попросить сложить букву и назвать ее.

5. Игра «Дорисуй букву»
Для каждой буквы создается образ. Например, букве «а» дорисуем трубу, двери, окно — получится «дом». Буквы должны быть крупные.

6. Игра «Узнай букву» Ребенок должен узнать и обвести буквы, написанные точками.

7. Игра «Что неправильно» Ребенок находит буквы в ряду, которые написаны неправильно.

8. Игра «Найди и подчеркни»
Предложите ребенку найти и подчеркнуть (обвести кружком) определенную букву в тексте. Можно использовать для этой игры ненужные газеты, рекламные листы. Шрифт должен быть крупным.

9. Игра «Алфавитный дартс» Повесить на стену плакат – азбуку. Бросая небольшой мячик в определенную букву, назвать ее.

10. Игра «Магнитная азбука»
Прикрепить ее можно, например, на холодильнике и выполнить такие упражнения: «Угадай, какая буква», «Какой буквы не стало?», «Какая буква лишняя?», «С какой буквы начинается слово»

11. Помочь в запоминании букв могут и стихи о буквах, в которых описываются внешние признаки буквы.

12. Обучающие компьютерные программы, мультфильмы, песни, стихи о буквах, яркие книги-азбуки, раскраски также помогают запоминать буквы.

13. Игра "От какой буквы деталь?"
Напишите на листе бумаги только элементы букв. Попросите ребенка угадать, какие буквы вы хотели написать.

-3

Вы можете просить ребенка назвать все буквы, которые содержат этот элемент, если вариантов ответов несколько.

Если ребенок умеет писать, можно предложить ему дописать незаконченные буквы:

Игра развивает воображение, поможет предупредить ошибки при написании букв.

14. Игра "Какие буквы спрятались?"
Предложите ребенку угадать, какие буквы спрятались в этих картинках. Если задания нарисовать на отдельных листах, то ребенок, поворачивая лист в разные стороны, сможет найти больше букв. Если ребенок не может узнать какую-либо букву, обведите ее тупым концом карандаша, это поможет ему выделить букву на общем фоне.

-4

Задание развивает зрительное восприятие. Количество заданий, созданных подобно этим, может быть ограничено только вашим желанием.

15. Игра Какая буква следующая? Сидя рядом с ребенком, напишите цепочку из букв: АЛАЛА Попросите угадать, какая буква должна быть следующей. Ее ребенок может выбрать из букв разрезной азбуки и положить в продолжение ряда или написать самостоятельно. Пусть ребенок называет буквы! Это задание представляет собой логическую закономерность, развивает логическое мышление и внимание. Можно предлагать и другие виды чередования букв, например: ААЛЛААЛЛ АЛЛАЛЛА АЛАПАЛАП и т.д.

Итак, когда вы будете учить малыша буквам, помните!

- Целесообразнее пока называть согласные буквы упрощенно, как мы называет твердый согласный звук, который они обозначают. Не "ЭМ", а "М", не "ПЭ", а "П". - Не торопитесь спрашивать ребенка, какая это буква. Чем дольше этап называния буквы взрослым и поиска ее по заданию, тем проще ребенку будет самостоятельно вспоминать названия букв в дальнейшем. - Одновременное обучение чтению и печатанью не обязательно.
- Для перехода к чтению слогов не обязательно заучивать все буквы алфавита. - Если возникли трудности в запоминании букв, если эти трудности устойчивы даже при разнообразии приемов запоминания, обратитесь за консультацией логопеда.

А теперь рубрика "КАЧАЕМ МОЗГ"

-5

Желаю успехов! Если нашли, поставьте + и напишите, сколько времени понадобилось, в комментариях.

Больше информации Вы найдёте в VK или instagram

https://vk.com/logoped_lm

https://www.instagram.com/logoped_liliyam/