Найти в Дзене
Ариаднина нить | Книги

К 115-летию академика Д.С. Лихачёва. Достойная книга в прекрасном оформлении

Добрый день, друзья-книголюбы! Давно уже хотела рассказать об этой книге от издательства "Азбука", но всё руки не доходили. А тут такой повод: 115 лет назад - в 1906 году, 15 ноября по старому стилю, 28 ноября по новому стилю - родился Дмитрий Сергеевич Лихачёв. Человек для русской культуры непоследний, крепкий исследователь и пропагандист древнерусской литературы и языка, хороший словесник и известный пацифист. Его жизнь целиком уложилась в рамки ХХ века. Лихачёв ушёл в 1999 году, оставив по себе добрую память - конечно, у людей думающих и неравнодушных. Остальные бывало, позволяли себе и нападки за "конформизм" и даже "предательство". Дмитрий Сергеевич Лихачёв прожил жизнь трудную. В юности сидел в лагерях за контрреволюционную деятельность, которая заключалась в том, что студент не принял реформу русской орфографии и вёл соответствующую полемику в студенческом кружке. Только в 1936-м все судимости были сняты. Почти всю жизнь учёный прожил в родном Ленинграде. За исключением период

Добрый день, друзья-книголюбы!

Давно уже хотела рассказать об этой книге от издательства "Азбука", но всё руки не доходили.

А тут такой повод: 115 лет назад - в 1906 году, 15 ноября по старому стилю, 28 ноября по новому стилю - родился Дмитрий Сергеевич Лихачёв. Человек для русской культуры непоследний, крепкий исследователь и пропагандист древнерусской литературы и языка, хороший словесник и известный пацифист.

Его жизнь целиком уложилась в рамки ХХ века. Лихачёв ушёл в 1999 году, оставив по себе добрую память - конечно, у людей думающих и неравнодушных. Остальные бывало, позволяли себе и нападки за "конформизм" и даже "предательство".

Дмитрий Сергеевич Лихачёв прожил жизнь трудную. В юности сидел в лагерях за контрреволюционную деятельность, которая заключалась в том, что студент не принял реформу русской орфографии и вёл соответствующую полемику в студенческом кружке. Только в 1936-м все судимости были сняты.

Почти всю жизнь учёный прожил в родном Ленинграде. За исключением периода ссылок и нескольких лет Великой Отечественной. Лихачёв с семьёй застали первые годы блокады, чудом смогли эвакуироваться по Дороге жизни в Казань. Кстати, научную работу в отделе древнерусской литературы ИРЛИ (Института русской литературы) Д.С. Лихачёв вёл и в военное время.

После войны Д.С. Лихачёв незаметно превратился из тихого кабинетного сотрудника в оплот русской культуры, последний столп русской интеллигенции. Он много выступал, писал статьи, читал лекции по вопросам культуры - русской в частности и культуры вообще.

Правда, произошло это далеко не сразу. В мемуарах "Мыли о жизни" он замечает, что первоначально с трудом раздобыл место корректора в издательстве Академии наук и старался "не отсвечивать", как сейчас говорят. Потому что бывших ссыльных не очень-то приветствовали в СССР. Счастье ещё, что он вообще смог вернуться в родной Ленинград. Скажем, дочь Цветаевой Ариадна Эфрон вынуждена была остаток жизни после лагерей провести на Енисее в ветхом домишке, работая уборщицей, потому что даже вести кружок рисования ей не позволялось (по закону бывшие ссыльные не могли работать в сфере образования, а, в отличие от Лихачёва, с Ариадны Эфрон никто судимостей при жизни не снимал).

Да, Д.С. Лихачёву повезло, что с него полностью были сняты все судимости. Кстати, это стало возможным благодаря дружбе его жены Зинаиды с женщиной, лино знавшей наркомпроса. И Лихачёв даже смог работать в сфере науки, стать кандидатом филологических наук, а затем и профессором, академиком.

Думается, сам Д.С. Лихачёв чувствовал, что быть "надеждой русской интеллигенции" ему едва по силам. Хотя сделал как общественник немало: например, содействовал созданию Пушкинского лицея №1500 в Москве, в котором углублённо изучались искусства и литература, а также созданию телеканала "Культура". Он же многое сделал для фундаментальной серии "Литературные памятники", много лет возглавляя её редколлегию. В этой серии вышли фундаментальные издания художественных и иных значимых для всемирной культуры текстов - русские летописи, блестящие переводы средневековой литературы (например, Кретьена де Труа), эпоса народов мира.

Именем Лихачёва названа малая планета - а ещё бесчисленные конференции, чтения, форумы по филологии.

Я очень рада, что публицистику Д.С. Лихачёва переиздают. В томик от "Азбуки", изданный в серии "Non-Fiction. Большие книги", вошли его воспоминания "Мысли о жизни", а также мои любимые "Письма о добром" - так сказать, сборник коротких наставлений юношеству. Ещё в книге опубликованы несколько статей Д.С. Лихачёва на темы, которые его волновали, - об экологии как таковой и об экологии культуры, о сущности интеллигентности, о смысле жизни, о задачах искусства. Простые истины в устах великого человека приобретают непреходящее значение.

Записала для вас книгоклип с этой книгой:

Песню исполняю сама. Это кавер-версия на "Sound of Silence" группы "Simon & Garfankel", автор перевода Сергей Курий. Перевод можно почитать на его сайте "Курсивом"; исполняю с разрешения автора.

Как обычно, очень буду рада вашим комментариям и репосту этой публикации!

Ваша Ариаднина нить.

#ариаднина нить о новинках #ариаднина нить про новинки #академик лихачёв #лихачёв дмитрий сергеевич #биографии #мемуары