Найти в Дзене
Культурные заметки

Аннетт (2020)/Annette. Рецензия на фильм.

Не смотри в тьму.

Да, именно это кричит герой своей дочери. Леос Каракс в свою очередь погружает зрителя в эту самую тьму, не спрашивая согласия и не зная жалости.

Режиссер снимает редко, берет длительные паузы и считается одним из самых загадочных скандальных и неоднозначных режиссеров мирового кино. Предыдущий его фильм «Корпорация «Святые моторы» (2012)/Holy Motors вышла почти десять лет назад, ранее перерывы были и более значимые. Это было связано и с прошлым режиссера, в котором есть серые пятна. Во многом «Аннет» автобиографический и глубоко личный фильм режиссера. Его дочь Настя появляется в первых кадрах фильма и отчасти зритель догадывается, что фильм и о ней, и для нее.

Перед нами мюзикл или даже рок-опера, создатели которой, братья Рон и Рассел Мэлы из группы Sparks, написали и либретто, и музыку. Музыкальное произведение получилось столь мощное эмоциональное и экзистенциальное, что представляет собой отдельные ценность и может вполне иметь собственную судьбу. Герои в большинстве поют свою монологи и диалоги, однако ценность слова от этого не уменьшается

Она. Оперная дива Энн (Марион Котийяр). Прекрасная и душой, и телом. Ангел, если они все же водятся на грешной Земле.

Он. Стендапер по имени Генри МакГенри (Адам Драйвер). Практически демон, а они то точно здесь есть. Циничный кумир обывателей. Мир явно был к нему жесток и теперь он с упоением швыряет проклятия и оскорбления в толпу, а за это еще и платят. Что может быть лучше. Только он, конечно, о деньгах не задумывается. Можно ли ему верить правда.

-2

Они кончено же полюбили друг друга. Этого требует жанр и так всегда иронизирует жизнь. Свет без тьмы не может существовать. Они счастливы, заводят прелестный домик и у них появляется ребенок. Аннетт. Хотел сказать прелестный ребенок. Может и прелестный, но странный. Слишком грустный взгляд, слишком понимающий, слишком тревожный. И ты уже сам понимаешь - это начало конца. В фильме (по большей части) нет настоящего ребенка, режиссер использует куклу. Подвижную живую, но при этом невероятно взрослую. Ребенок всегда желанен у любящих родителей, но так часто становится заложником их демонов. Может ли вообще появление ребенка прогнать тьму. Зачем вообще появляются дети. Заложенный неким всевышним разумом код или потребность любить, или бегство от приближающегося одиночества. Вопросы эти, конечно, бессмысленные и ответа никто не даст. Вернее, они все будут верны и неверны одновременно. Люди хотят детей и заводят их. Другой вопрос, а что дальше. Никто не может гарантировать счастья ребенку и единственное что можно ему дать, как это не банально, любовь. Осталось найти ее в самом себе.

-3

И вот уже наш Генри фантазирует на сцене, как он убил прекрасную Энн, защекотав до смерти. Шутка или предвидение. А может тайное желание. И вот уже публика гонит его со сцены. И вот он уже изгой и аутсайдер. Но Энн. Она все также прекрасна и совершенна, но ее света недостаточно для спасения ее «обезьяны» Генри. Зато его чувства никчёмности, забытости, ревности хватит на все. Во время путешествия на яхте случается буря на море и буря в отношениях. Энн больше нет. Хотя она является живой к Аннетт и наполняет ее своей защитой и светом. Дочь становится ее продолжением, последним шансом для Генри. И Генри воспользовался им как умеет. Дочь стала вундеркиндом с ангельским голосом, передающим совсем не детские чувства. Это чудо, но еще и возможности. Снова стать кем-то и получить деньги, которые вроде были и не нужны, и внимание толпы. Аннетт вся в мать, безмолвно взирает своими глазами на падение отца, пока не решает сжечь последний мост и все прекратить. У нее теперь, по-сути, нет и отца.

-4

В финале, уже в тюрьме, перед нами другая Аннетт. Да, это все еще ребенок, но уже не кукла. Впервые Генри видит ее настоящей и живой. У нее есть чувства и она страдает. Момент прозрения. Он кричит: «Я могу тебя любить, можно тебя любить?». «Нет, ты потерял всю любовь», - ответ его последней надежды.

Каракас полностью вывернул свою душу и, вероятно, снял фильм о себе и в поучении другим. Режиссер хотел донести свою вину и покаяние. При этом совершенно очевидно понимая, что искупления не будет. Так зачем тогда эта исповедь, если прощения нет. Возможно, когда все маски сброшены и ты осознал стены вокруг себя, свою душевную тюрьму, только в исповеди можно облегчить душу. А может быть этот фильм – назидание вечным Генри МакГенри. Никакой ангел не может прогнать внутренних демонов человека. Ни любящая жена, ни прекрасный ребенок. Только он сам. Это его Голгофа. Генри поддался злу, и оно расползлась родимым пятном по его лицу. Дьявол метит своих слуг.

-5

Марион Котийяр и Адам Драйвер составили довольно странный дуэт. Есть какая-то схематичность в их существовании в кадре. Они как герои немного кино, особенно Котийяр. Ты веришь скорее не им, а в то, что такое может происходить. При этом каждый идеально соответствует своей роли и по типажу, и актерской энергии. Возможно потому, что этот союз искусственен, плодом его любви становится – кукла. Режиссер как бы разыгрывает трагикомедию в стиле дель а́рте (итал. commedia dell'arte). Мы сразу можем догадаться, что финал будет трагичен и режиссер даже и не пытается нас обманывать или обнадеживать. Потому возможно и был выбран такой внешне «легкий» жанр, как мюзикл, переходящий временами в безумную рок-оперу. Энн и Генри кружат среди страшных волн, говорят пронзительные вещи, а внешне это кажется прекрасным вальсом, а их голоса воркованием птиц. Да, внешность всегда лжет. Кадры семейных идиллий и трагедий прерываются выпусками светских новостей, по которым зрители видят идеальную историю любви, которая на самом деле является идеальной трагедией.

-6

Не знаю будет ли Леос Каракс еще снимать кино или окончательно поставит точку в своем творческом пути. Может быть снова, после долгой паузы, огорошит нас новыми потоками своей правды. Предсказать не берусь. В одном уверен, более болезного искреннего и смущающего своим покаянием фильма снять он не сможет.

-7