Если вы однажды попадете в деревню семейских, то наверняка увидите возле домов толстые бревна, побеленные известью с обеих сторон. Знайте, это не что иное, как домовина – заготовка для гроба.
Возможно, кому-то похоронная тема покажется слишком мрачной, но это часть культуры старообрядцев. В конце – концов, тысячи туристов приезжают посмотреть, как сжигают покойников на берегу священного Ганга, и не видят в этом ничего дурного.
По представлению старообрядцев, «умирать» нужно каждый день. Имеется в виду, что духовно необходимо себя готовить к загробной жизни, в первую очередь совершать богоугодные дела, каяться и не грешить. А между делом думать о том, в каком виде предстанет перед Богом.
Старики заранее выбирали дерево для домовины, привозили его к усадьбе, где она могла лежать десятки лет. Нередко гроб выдалбливали ещё при жизни, иногда красили.
В обязательном порядке старики и старухи заблаговременно готовили погребальную (смерётную) одежду, нередко она ждала своего часа по 20-30 лет. Во время переезда староверы могли отказаться от всего, кроме икон и заветного узелка с одеждой. Сарафан шили строже и скромнее в расцветках, длиннее и Уже обычных. При жизни разрешалось шить одежду на швейной машинке.
В случае если человек умирал, не имея специальной одежды, её шили исключительно на руках, без единого узелка, швом «иголка вперёд». И мужская и женская одежды не имела пуговиц, застёжек, завязывалась с помощью шнурков или тесёмок. По поверью, в земле всё должно превратиться в прах.
Знаток культуры семейских Виктор Иванов в своей книге «Как цветок в янтаре» писал, что обязательными атрибутами похорон являлись четыре предмета – венчик, лестовка, подрушник, и рукописание.
Что из себя представлял венчик? Это полоска бумаги, на которой печатными буквами были написаны слов молитвы – Триосвятое: «Святые Боже, Святые крепкие, Святые бессмертные, помилуйте нас».
Вечник символизировал венец праведного жития и достойного представления усопшего в ином мире.
Самоубийцам венчик надевать строго запрещалось. Подрушник – стеганый коврик небольшого размера, на который во время молитвы клали руку при земных поклонах. Рукописание – лист бумаги с разрешительной молитвой на старославянском языке. Лестовка - кожаные чётки, которые укладывали в левую руку покойного.
Старообрядцы считают, что и в загробной жизни христианин обязан молиться за себя и за души других.