Разъяренные неуважением к коммунистической святыньке - "Тимуру и его команде" читатели заявили, что я дальше должен разобрать сериал "Ну погоди!".
Мне не трудно это сделать - очень любил его в детстве, а не так давно пересмотрел от начала до конца с сыном и моим уже взрослым глазам окончательно открылось все величие этого сериала, воплощающего самый дух Эпохи Застоя (и заметим с ее окончанием сразу скисшего).
Это сериал о битве Цивилизации с Варварством.
Заметим, что в этом сериале не Заяц сражается с Волком. С Волком сражается Брежневская Цивилизация во всех её бесчисленных проявлениях и институциях: телевизоры и мотоциклы, пляжи и дома юного техника, стадионы и новые асфальтовые дороги, исторические музеи и новогодние елки, телефонные автоматы и автоматы с газировкой.
Весь совокупный вещно-институциональный мир Брежневской Стабильности противостоит Волку, защищая Зайца.
А кто такой Волк?
Ну тут даже долго размышлять не надо.
Волк - это Варвар. Варвар в общефилософском смысле, как враг и разрушитель цивилизации.
А в эмпирических координатах брежневского социума - это Алкаш. Стопроцентно узнаваемый в каждой ужимке персонаж эпохи.
За мной в детстве гнался алкаш по двору, за то, что мы попали мячом по вагончику, где он, видимо, культурно отдыхал. Это ощущение Зайца ни с чем не спутаешь.
И вот перед нами на протяжении полутора десятков лет разворачивалась история о том, как всеми своими совокупными силами Брежневская Цивилизация пытается защитить мир, прежде всего детский, от Алкаша.
Защитить неуспешно, кстати, поскольку на протяжении всего Застоя и алкоголизация, и криминализация советского общества росли. Росли быстрее, чем культурно-цивилизационные возможности.
Но замысел был именно таков. Обуздать внутрисоветского "варвара". И самая эпичная в этом смысле сцена - это конец серии "В Музее", когда к телу античной статуи приставляют голову Волка.
Брежневская эпоха вообще была уникальным периодом Советской Античности - попыткой выстроить для советской цивилизации не коммунистическое в узком смысле слова, но и не религиозное основание.
Я об этом писал подробно на своем сайте "100 книг" - приведу оттуда лишь короткую цитату:
Это был безбожный идеал поклонения человеку культуры. И это был очень демократический идеал — вера что культуру создают все, все живут чтобы петь, рисовать, танцевать, прыгать в длину (олимпийский идеал важная часть этого самосознания, а Олимпиада-80 не случайно стала кульминацией этой эпохи).
По сути это была санкционированная компартией Эллада. Без христианства. Без империи (называть СССР «империей» можно только от недомыслия или нечестности)... Идеал гармоничного гуманистического общества, в котором труд и общественная организация приводят к раскрытию творческих и эстетических возможностей человека
Это была, конечно, Эллада без агона — без напряженной борьбы и публичной конкуренции творцов, которая составляла саму суть эллинского образа жизни. Тут весь агон был строго под контролем парткомов.
Остальное в этой Элладе тоже было снижено. Вместо Пиндара — Пахмутова. Вместо Архилоха — Высоцкий. Вместо трагедии — «Вам и не снилось». Вместо Аристофана — сначала в общем неплохо — Гайдай, а потом, увы, — «Вокруг смеха».
Но все-таки это был возвышенный эстетический идеал, оправдывавший существование человека. Мало того, это был достаточно демократичный, «афинский» эстетический идеал, делавший и само творчество и его плоды достоянием всех.
Фундаментальное эллинское противопоставление цивилизованного эллина и дикого разрушителя-варвара отлилось в итоге в чеканный мифологический образ агона между эллином-Зайцем и варваром-Волком.
С началом антиалкогольной кампании, а затем перестройки этот сериал как живой проект начал выдыхаться и умер, поскольку умер центральный мифологический сюжет этой истории - Цивилизация против Алкашни.