Сказать, что Антонина Ивановна любила дачу - это не сказать ничего. Она ее не просто любила. Дача для нее была и хобби, и кормилицей в голодные 90-е, и местом отдыха (релакса, как теперь было модно выражаться), и темой разговоров с подругами, соседками и коллегами. Нет, дачу она не просто любила, а считала неотъемлемой частью своей жизни.
Надо сказать, что и дача отвечала ей взаимностью: дом был добротным и почти не требовал вложений, не ветшал, не скрипел, не протекал - крепкий надежный дом. Хоть и не молодой. Так это дом! Бревна да крыша, а что говорить про растения! Они живые, все чувствуют и все понимают - была убеждена Антонина Ивановна и разговаривала с ними, как с людьми. Даже перед сорняками извинялась, что приходится их выдирать - вот как переживала.
Зато у нее никогда не было проблем с урожаем. Даже когда соседки жаловались, что у них все померзло или сгорело, Антонина Ивановна сочувственно кивала головой и предлагала поделиться своим: у нее всегда было с избытком. Да что говорить! Она даже вишню и иргу собирала только с нижних веток: мне хватит, а остальное пусть птички едят.
Нет, Антонина Ивановна не была одинокой. У нее был сын, Игоряша. Но на даче он появлялся так редко, что словно его и не было. "Ну не любит он в земле ковыряться, что же тут такого? Почему он мне помогать должен? У него свои дела, свои увлечения," - пожимала плечами Антонина Ивановна, искренне не понимая жалоб подружек на то, что "дети не помогают".
"Нужны им наши дачи! Они сейчас все в магазине купить могут. А в качестве хобби у них выбор получше, чем у нас. Пусть живут своей жизнью," - говорила она.
Конечно, без мужской руки на даче было трудновато, но Антонина Ивановна справлялась - кого-то попросит по-соседски, с кем-то договорится "по бартеру" - за ведро клубники, кому-то заплатит. Вот и порядок, и сына лишний раз беспокоить не надо, раз ему так в тягость эта дача.
Однако дважды в год Антонина Ивановна все-таки просила сына о помощи: весной привезти ее с вещами, а осенью - забрать. Вещей было много, на электричке да автобусе она бы просто все не увезла, вот и приходилось идти на поклон. Конечно, сын был не слишком рад, брезгливо морщился и злился, когда мать предлагала деньги на бензин: "Да мам! Не нужны мне твои деньги! Как ты не понимаешь? Мне времени жалко! Ведь на эту поездку весь выходной надо убить..."
Антонина Ивановна просила прощения и говорила, что тогда потихоньку все сама перевезет на тележке за несколько раз. "Ну ты из меня прям монстра-то не делай!" - повышал голос Игоряша и все-таки выбирал время на поездку.
...Игоряша женился, и Антонина Ивановна была рада - хорошая девочка Оксана. Когда они первый раз приехали сюда, на дачу, она прямо рот открыла: "Ой, как у вас тут замечательно! Как мне нравится! Сколько же труда! И как вы все успеваете? А, может, вам что-то помочь надо? Вы скажите, я сделаю! Мне не трудно," - "Некогда! - оборвал ее Игоряша. - Ты же знаешь, что мы сюда по делу приехали. Документы передали - и домой надо. И так столько времени потеряли с этой поездкой!" - Оксана посмотрела на свекровь и виновато опустила голову - мужа она слушалась и боялась испортить с ним отношения.
Родилась внучка, и Антонина Ивановна стала привозить для нее "свеженькое, с грядочки". "Как замечательно! Что бы мы без вас делали! - радовалась Оксана - у ее родителей дачи не было. - Только неудобно, что вы все время одна работаете, а мы только урожай забираем..." - "Перестань, - улыбалась свекровь. - мне эта работа в радость. Да и то, что вам нравится - тоже приятно." - но Оксане все равно было неудобно. Только что она могла сделать с малышкой на руках? Не на электричке же ехать два часа...
В ту осень у всех сады ломились от яблок, но, несмотря на это, ни в магазинах, ни на рынках цены на "сезонные фрукты" не падали. "Сынок, я набрала для вас яблочек - хороших, не падалицы, с дерева снимала... Долго будут лежать... Все-таки свои, без химии... Да и экономия какая-никакая... Может, выберешься в эти выходные, заберешь на машине? Мне тяжело тащить," -позвонила Игореше Антонина Ивановна, но от резко оборвал ее: "Да твои яблочки мне золотыми выйдут! Сколько времени потрачу! Да и бензин дорогой - сколько яблок на эти деньги купить можно! Нет, не поеду!.."
"Солнышко, ну почему? - уговаривала его Оксана. - Мы же любим яблоки, а у твоей мамы они замечательные. Да и просто помочь ей... ты же знаешь, какая она неугомонная - ты не съездишь, она сама на электричке возить будет. А у нее спина больная... да и вообще..." - но Игоряша даже слушать не желал - он уставал в офисе за неделю и ему в выходные требовался нормальный отдых, а не поездки за рулем. Тем более, за какими-то яблоками!..
...Дачный сезон близился к завершению, яблоки Антонина Ивановна, действительно потихоньку-полегоньку перевозила в сумке-тележке. А молодые собрались на неделю в теплые края: у Игоряши и отпуск очередной намечался, и премию хорошую он получил, так что вполне можно было отдохнуть. Тем более, Антонина Ивановна согласилась на это время забрать к себе внучку - чтобы молодые как следует отдохнули.
Недешевые путевки были куплены, вещи собраны, оставалось завтра отвезти малышку к бабушке - и вот он - отдых!..
Но их планам не суждено было сбыться. Узнав из прогноза погоды, что обещают сильные заморозки, Антонина Ивановна оперативно рванула на дачу, чтобы забрать остатки яблок - она боялась, что они замерзнут. Телега получилась такая тяжелая, что ее еле-еле можно было сдвинуть с места. Да еще рюкзак... Но трудностей она не боялась.
...Уже сходя с электрички в городе, Антонина Ивановна почувствовала, что ее кто-то толкнул в спину. не удержав равновесия, она грохнулась на платформу. спину прострелило дикой болью, и Антонина Ивановна потеряла сознание.
"Нет, долго держать не будем, - молодая доктор успокаивающе улыбнулась Игоряше и Оксане, - пару недель. Но потом - беречь спину всю жизнь! Корсет, гимнастика и никаких физических нагрузок!.."
"Как ты говорил? "Золотыми яблочки выйдут"? - Оксана смерила мужа взглядом и сунула ему в руки дочку. - Поезжайте домой! Я с твоей мамой останусь, ей сейчас и уход, и поддержка нужны. А ты с ребенком посиди. У тебя же все равно отпуск!.."