— Почему так получается: я вроде бы приношу людям много пользы, я делаю для них много хороших вещей, а люди меня чаще всего не уважают и даже порой «ноги вытирают», хотя я им ничего плохого не сделала. Что я делаю не так?
— А ты умеешь быть «плохой»?
— В смысле?
— А давай в прямом смысле: ты можешь быть для других людей вот прям плохой?
— Ты имеешь в виду, делать людям гадости? Делать им больно?
— Да.
— Странный вопрос… Но я не хочу быть плохой и делать людям больно. Зачем это?
— Про «зачем» — это другой вопрос. Действительно, при общении с людьми делать им больно и плохо, да еще и постоянно – это нецелесообразно. Так ты наживешь себе врагов. Но я ведь не спрашиваю тебя, часто ли ты бываешь плохой, я спрашиваю тебя про то, можешь ли ты быть плохой? У тебя есть на это внутреннее разрешение?
— Ммм…. Не могу так вот сходу сказать… наверное, нет. Когда я представляю себе, что я плохая и поступаю с людьми плохо, мне внутри от этого становится сразу… неуютно, что ли. Даже страшно. Аж в животе всё сводит и мутит.
— Да, это признаки страха. Судя по всему, у тебя, как и у многих других людей, есть ассоциативная реакция страха на картинку «я плохая». И поэтому ты всеми силами стараешься в своей жизни сделать так, чтобы ни в коем случае в эту картинку не попасть, чтобы ни за что не оказаться «плохой». Иначе – тебе страшно. Вот ты бы хотела этот страх у себя оставить? Или хочешь от него себя освободить?
— Хм… Ты меня озадачил. А зачем себя от этого страха освобождать?
— Чтобы у тебя был выбор.
— Выбор чего? Между чем и чем?
— Между тем, сделать ли человеку хорошо или сделать человеку плохо.
— А зачем этот выбор?!
— Для того, чтобы ты, делая человеку хорошо, всем своим существом ощущала, что это правда ТВОЙ выбор, и это твой СВОБОДНЫЙ выбор. Потому что если ты можешь быть плохой, но при этом выбираешь быть доброй (именно сейчас, именно по отношению к этому человеку и именно в этих условиях), то ты – добрая сила. А если ты вот буквально не можешь, не имеешь внутренней возможности быть плохой, и именно из-за этого своего ограничения выбираешь быть «доброй», то никакая не добрая, а ты попросту «добренькая». То есть ты – как та овечка, которую никто не спрашивает, а просто стригут или закалывают для мяса. И когда человек получает от тебя добро (как от овечки шерсть), он не уважает это твое добро, потому что оно для него – «и так бесплатно». Ну, вот позаботилась ты о нем. А что, у тебя был выбор? Ты могла отказать ему в помощи? Ты могла, несмотря на его настоятельные просьбы, ему отказать и разрешить себе быть в его глазах «плохой»? Если нет, то твоя доброта не дороже шерсти с овцы, которую стригут, не спрашивая. И поэтому человек, получая от тебя заботу и прочие бонусы, не будет тебе благодарен. Во всяком случае, если это человек «дикий», не приучивший себя благодарить даже тогда, когда сам даритель в своей добродетели беспомощен. А «диких» людей – большинство: они берут тогда, когда только можно, и не благодарят тогда, когда благодарить не обязательно. Потому что – а зачем, если можно взять у тебя твое добро бесплатно, без напряга? И ты еще спасибо скажешь, что тебе позволили в очередной раз «быть доброй».
— Кажется, я начинаю понимать, о чем ты… То есть для того, чтобы меня и мою заботу начали уважать, ценить и меня за это благодарить, мне нужно поработать с внутренним страхом «быть плохой»? Всё верно?
— Да.
— И что тогда будет?
— Скорее всего, ты, как разумный человек, будешь продолжать заботиться о других людях, заботиться просто потому, что это выгодно. Но ты будешь дарить свою заботу не бездумно и всем подряд, а именно тем, кто в ответ на твою заботу благодарен. Ты будешь прежде всего делиться ресурсами с тем, кто делится взамен, кто тоже делится с тобой и тоже заботится о тебе (не обязательно сразу и не обязательно тем же способом, но – дает свою заботу в ответ). И это ты будешь ощущать как уважение и благодарность. А все потому, что в моменты, когда ты обнаружишь рядом с собой «неблагодарного паразита», ты откажешь ему легко и просто. И даже его обвинения «ну ты и плохая!» не затронут твоих душевных струн, потому что у тебя не будет страха «быть плохой». В конце концов, когда ты моешь с мылом руки и убиваешь микробы, ты для них тоже «плохая». Но ты выбираешь свои интересы и выбираешь быть здоровой, а не болезнь ради того, чтобы микробам было хорошо :) Иногда нужно выбирать: быть плохой для себя или для кого-то другого :) Просто потому, что быть хорошей для всех и всегда – просто невозможно :)