Не ошибусь, если скажу, что каждый из вас, без исключения, хотя бы раз в жизни испытывал состояние, которое обычно описывают словами "отлежал руку/отсидел ногу" или что-то подобное. Бывает, проснёшься и просто-напросто не чувствуешь конечности, не можешь ею пошевелить, не ощущаешь её. И лишь спустя долгие секунды чувствительность возвращается - а вместе с нею и мучительные покалывания.
В медицине это называется парестезией. И коль скоро такое состояние, как я уже говорил, встречается повсеместно, можно было бы считать его вполне обычным. Если бы не одно НО...
Дело в том, что парестезия вызвана нарушением кровоснабжения той или иной части тела. Согнули конечность, зажали её, пережали сосуд - и ткани перестают получать кислород и питательные вещества. Через некоторое время в мозг идёт сигнал - переменить положение тела! И мы непроизвольно переворачиваемся во сне. Или произвольно - наяву. А что будет, если это невозможно? А ведь такое тоже бывает.
В 1941 году английский ревматолог, патолог и биолог Эрик Байуотерс (1 июня 1910 - 2 апреля 2003) обратил внимание на странную закономерность, наблюдаемую у людей, долгое время пролежавших под завалами после немецких бомбардировок. У пострадавших даже с не слишком тяжелыми травмами(со сдавленными конечностями, но без повреждений внутренних органов) после комплекса лечебных мероприятий состояние существенно улучшалось, но затем наступало резкое ухудшение. Затем у большинства пациентов развивалась острая почечная недостаточность и вскоре они умирали.
Это явление имеет несколько названий: компартмент-синдром, компрессионная травма, краш-синдром, травматический токсикоз и, наконец, СИНДРОМ БАЙУОТЕРСА.
Как можно догадаться, простое пережатие руки или ноги под завалами не всегда можно считать тяжелой травмой, от которой люди впадают в болевой шок. Но из школьного курса биологии мы помним: кровь не только приносит в ткани живительный кислород и питательные вещества, но и отводит от них продукты распада и углекислый газ. Следовательно, через какое-то время наступает момент, когда клетки начинают отмирать просто по причине нарушения притока-оттока тех или иных соединений. (Неслучайно, когда накладывают жгут на конечность, советуют подсунуть под него записку с точным временем, чтобы снять его не позже, чем через 2 часа зимой и 1 час летом.)
Но что будет, если время пройдёт, и пережатую конечность освободят позже? В результате некроза тканей огромный поток продуктов распада начнёт поступать в наши фильтры - печень и почки. Которые могут с ним не справиться. Плюс возникнет куча других, не менее серьёзных последствий. В результате - летальный исход.
Кстати, всё это люди наблюдали и раньше.
Например, вот что писал французский хирург Кеню ещё в 1918 году, во время Первой мировой войны: «Один офицер находился в убежище, когда в него попала граната. Во время взрыва бревно упало на его ноги и придавило их таким образом, что он не мог двигаться. Через довольно длительный промежуток времени спасательный отряд нашел раненого, причем было обнаружено, что обе ноги ниже того места, где лежало бревно, были темно-красного цвета. Раненый находился в хорошем состоянии и энергично направлял деятельность отряда по его спасению. Но едва только бревно было снято с ног, как немедленно развился шок, от которого он впоследствии и погиб».
О том, как поступают в таких случаях врачи, можно прочитать здесь и здесь.
А для простого обывателя просто запомните: если вы - Настоящий мужчина, который посадил на колени свою возлюбленную и/или возлёг с нею в постель, а потом не решается убрать её голову с вашего плеча, расскажите ей увлекательную историю об изысканиях Эрика Байуотерса. И не надо мнить из себя мачо, которому по барабану всякие ваши краш-синдромы и токсикозы. Если девушка вменяемая - она всё поймёт правильно, если нет - зачем вам такая?