Найти в Дзене
И. Филамент

внеклассные занятия по музыке являются эффективным средством формирования гармонично развитой личности

С целью проверки эффективности гипотезы нашего исследования заключающейся в том, что внеклассные занятия по музыке являются эффективным средством формирования гармонично развитой личности, было проведено экспериментальное исследование. В нем участвовало 16 детей младшего школьного возраста. Экспериментальная работа включала два этапа: констатирующий и формирующий. На констатирующем этапе эксперимента были проведены: а) беседа с детьми; б) тестирование. В задачи констатирующего этапа входило: 1. Определение уровня музыкальных знаний. 2. Выявление наличия интереса, определенных пристрастий и предпочтений. 3. Определение музыкальных способностей. Формирующий (обучающий) эксперимент предусматривал знакомство с шедеврами музыкального искусства и исполнение высокохудожественных произведений. В задачи формирующего эксперимента входило: 1. Привить любовь и уважение к музыке как предмету искусства. 2. Научить воспринимать музыку как важную часть жизни каждого человека. 3. Способствовать формиро

С целью проверки эффективности гипотезы нашего исследования заключающейся в том, что внеклассные занятия по музыке являются эффективным средством формирования гармонично развитой личности, было проведено экспериментальное исследование. В нем участвовало 16 детей младшего школьного возраста. Экспериментальная работа включала два этапа: констатирующий и формирующий. На констатирующем этапе эксперимента были проведены: а) беседа с детьми; б) тестирование. В задачи констатирующего этапа входило: 1. Определение уровня музыкальных знаний. 2. Выявление наличия интереса, определенных пристрастий и предпочтений. 3. Определение музыкальных способностей. Формирующий (обучающий) эксперимент предусматривал знакомство с шедеврами музыкального искусства и исполнение высокохудожественных произведений. В задачи формирующего эксперимента входило: 1. Привить любовь и уважение к музыке как предмету искусства. 2. Научить воспринимать музыку как важную часть жизни каждого человека. 3. Способствовать формированию эмоциональной отзывчивости, любви к окружающему миру. 4. Обучить основам музыкальной грамоты. 5. Сформировать потребность в общении с музыкой. 43 Для этого были проведены следующие мероприятия: 1. Цикл бесед о музыке (с периодичностью один раз в месяц). 2. Занятия по хору (один час в неделю) в течение учебного года. В ходе констатирующего эксперимента необходимо было определить степень музыкальности детей, уровень знаний младших школьников в области музыки; выявить заинтересованность школьников в слушании и исполнении музыкальных произведений. В начале учебного года была проведена анкета для детей. Вопросы анкеты: 1. Как ты думаешь, что такое музыка? 2. Какую музыку предпочитаешь слушать? Почему? 3. Какие музыкальные стили, направления тебе знакомы? 4. Всем ли нужна музыка? 5. Разговаривают ли в Вашей семье о музыке? Как часто? 6. Какую музыку предпочитают слушать в Вашей семье? 7. Может ли музыка плохо воздействовать на человека? 8. Чем отличается «классическая» музыка от «современной»? 9. Какие песни ты знаешь? 10. Любишь ты петь дома? Что поешь? 11. Для чего необходима классическая музыка? Что она дает? 12. Какие музыкальные произведения ты знаешь, какие из них самые любимые? Так же для выявления музыкальной грамотности были использованы методики Л. В. Школяр: 1. «Музыкально-жизненные ассоциации» Методика предполагает ответы на вопросы по какому-либо незнакомому произведению (например, М. П. Мусоргский «Рассвет на Москве-реке»): – Какие воспоминания вызвала у тебя эта музыка, с какими событиями в твоей жизни она могла быть связана? – Где в жизни могла звучать эта музыка и как могла повлиять на людей? – О чем рассказывает музыка и как рассказывает, каковы ее выразительные средства? 2. «Открой себя через музыку» Детям предлагается музыкальное произведение и с ним связываются три задания (например, П. И. Чайковский «Зима»): – дети ставятся в позицию «собеседника музыки»: она им о чем-то повествует и они должны затем рассказать о своих чувствах, о том, что в них родилось во время диалога; – второе задание предполагает раскрытия ребенком музыкального содержания в пластике, в движении; – третье задание связано с воплощением «самого себя» в рисунке, самооценка, а музыка выступает здесь как источник, содержательный повод. Анализ данных по выявлению уровня музыкальных способностей нами измерялась по трехбалльной системе: – высокий оценка ставится, если учащиеся точно передали задуманный композитором образ, выразительно его продемонстрировали, прочувствовали настроение и характер произведения; – средняя оценка – если были какие-то неточности в передаче образа, ребенок был малоэмоционален, стеснялся; – низкая оценка  если ребенок неверно определил задуманный композитором персонаж, был скован в проявлении эмоций. Качественный анализ содержания каждой методики осуществляется по следующим критериям развития музыкальных способностей, представленных в таблице 3.