внутришкольные: а) коллективные занятия (хоры, оркестры, вокальные, инструментальные ансамбли и др.); б) индивидуальные занятия (вокал, обучение игре на инструменте и пр.); внешкольные: а) хоровые студии, детские музыкальные театры, клубы, детские филармонии и др.; б) детские музыкальные школы, детские школы искусств. При всем многообразии существующих форм все они основаны на принципе добровольности. Поэтому первейшая задача учителя музыки — увлечь детей той или иной формой занятий, чтобы первоначально возникший у них интерес перерос в устойчивое, ясно осознаваемое учащимися желание участвовать во внеклассной или внешкольной музыкальной работе [2, с. 221]. Особое место в системе внеклассной и внешкольной работы занимают детские музыкальные школы, которые, как уже было сказано, называются теперь музыкальными учреждениями дополнительного образования детей. Они могут иметь самостоятельный статус внешкольного музыкального учреждения или создаваться на базе общеобразовательного учебного за