Найти в Дзене
И. Филамент

Карнавал животных

Цикл пьес «Карнавал животных» — одно из самых известных и популярных произведений Сен-Санса. «Большая зоологическая фантазия» — так назвал композитор «Карнавал животных». Сен-Санс не очень серьезно относился к этому произведению, и оно было исполнено всего два раза при жизни автора. Кроме Лебедя, все персонажи на этом карнавале представлены композитором в шутливом, а порой даже карикатурном виде. За образами животных зачастую виделись человеческие характеры, которые они олицетворяют. Может быть, поэтому композитор не стремился публиковать и исполнять это произведение, слишком прозрачное для современников композитора? К тому же Сен-Санс имел репутацию «серьезного композитора» и он не очень хотел выглядеть несерьезно. Фантазия композитора удивляет и свидетельствует об остроумии композитора: начиная с названия пьес, заканчивая составом музыкальных инструментов. Сен-Санс использовал довольно необычный инструментальный ансамбль в этом произведении: два фортепьяно, две скрипки, альт, виолонч

Цикл пьес «Карнавал животных» — одно из самых известных и популярных произведений Сен-Санса. «Большая зоологическая фантазия» — так назвал композитор «Карнавал животных». Сен-Санс не очень серьезно относился к этому произведению, и оно было исполнено всего два раза при жизни автора. Кроме Лебедя, все персонажи на этом карнавале представлены композитором в шутливом, а порой даже карикатурном виде. За образами животных зачастую виделись человеческие характеры, которые они олицетворяют. Может быть, поэтому композитор не стремился публиковать и исполнять это произведение, слишком прозрачное для современников композитора? К тому же Сен-Санс имел репутацию «серьезного композитора» и он не очень хотел выглядеть несерьезно. Фантазия композитора удивляет и свидетельствует об остроумии композитора: начиная с названия пьес, заканчивая составом музыкальных инструментов. Сен-Санс использовал довольно необычный инструментальный ансамбль в этом произведении: два фортепьяно, две скрипки, альт, виолончель, контрабас, флейта, фисгармония, ксилофон и челеста. Все инструменты используются зачастую как солирующие и звучат так ярко, что для многих поколений любителей музыки «Карнавал животных» стал «путеводителем по музыкальным инструментам». Тема: «Карнавал животных» — Ребята, скажите, что такое карнавал? (Праздник, костюмированный маскарад). — Действительно, карнавал — это костюмированный праздник в масках, и кто скрывается за ними, мы можем узнать лишь по характеру. Сегодня на карнавале будет много гостей: «Карнавал животных» состоит из 14 пьес, и в каждой из них, кроме последней пьесы, появляется как минимум один герой. Обычно мы слушаем все пьесы с начала до конца. Но на карнавале — шумном, веселом и хаотичном — мы познакомимся с разными героями по фрагментам из пьес. На доске рисунки с изображениями персонажей, которые расположены в свободной форме — как на карнавале — но последовательность расположения героев выдержана и связана с последовательностью звучания пьес. — Итак, ребята, карнавал открывает шествие Королевских львов (звучит фрагмент пьесы «Королевский марш льва» — хроматические волны фортепьянных октав). За ними шествуют петух и куры (пьеса «Курицы и петух» представлена фрагментом назойливых птичьих криков). А вот появляются красавицы-модницы Антилопы (фрагмент из пьесы «Антилопы» — пассажи фортепьяно, передающие бег легких животных). Медленно открывается дверь, и в зале появляются Черепахи (в пьесе «Черепахи» звучит канкан, который в медленном темпе выглядит, как насмешка над медлительностью). Сейчас вас приветствуют в танцевальном «па» Слоны (в пьесе «Слоны» контрабас исполняет вальс, чем композитор подчеркивает тяжеловесность героев). Познакомьтесь, Кенгуру («Кенгуру» — легкие «прыжки» на фортепьяно). А вот и лесная красавица Кукушка (во фрагменте из пьесы «Кукушка в глубине леса» на красивом спокойном фоне настойчиво «кукует» кларнет). Рыбки на карнавале появляются в воде: в музыке это возможно, кроме того, это ведь фантазия («Аквариум» — звучит фрагмент волнообразного движения, переливов челесты, фисгармонии, флейты, струнных инструментов и пассажей фортепьяно). Следующим появляется герой с длинными ушами, как его назвал композитор (звучит фрагмент визгливых и протяжных звуков скрипок из пьесы «Персонаж с длинными ушами»). 49 Карнавал в разгаре, все веселятся, забавляются, и в этом хаосе и движении зазвучал чистый голос Лебедя (звучит начало пьесы «Лебедь» — поэтичная, светлая музыка, наполненная внутренней гармонией и благородством). Идет обсуждение с детьми, кто в этом потоке гостей им больше всего запомнился и почему? Получился ли карнавал, почему этот цикл пьес композитор назвал фантазией? Напоминают ли персонажи карнавала людей, их характеры? Знают ли они, кто композитор этого произведения? Итак, мы можем сделать вывод, что для детей младшего школьного возраста характерно восприятие музыки более эмоциональное и непосредственное. Музыкальный образ воспринимается детьми обобщенно, детям легче слушать программные музыкальные произведения, и чем полнее программа, тем лучше, в этом возрасте им понятнее визуальные образы. Слушание музыки помогает детям внимательно относиться к окружающему звуковому миру, активизирует их произвольное слуховое внимание и, самое главное, развивает их слушательский багаж, который лежит в основе музыкальной культуры каждой личности.