По каким договорам работают наши звезды? Окунемся в его юридическую изнанку.
Продюсер
Он главный. Именно он является правообладателем по многим видам договоров. Это ему исполнители передают исключительные права. А взамен получают помощь в раскрутке, организации проведения рекламной кампании, защиту и многое другое.
Мы уже рассказывали вам об авторском праве и договорах, по которым передаются исключительные права. А также затронули мир кино.
Автор музыкального произведения , если все сочиненные песни действительно были придуманы им, подписывает с продюсером договор. Он может называться продюсерское соглашение или продюсерский договор.
Вот пример стандартных условий продюсерского договора
Продюсер имеет право:
- Получать прибыль с проекта в виде определенного договором процента с каждого организованного представления или концерта;
- Привлекать в качестве инвесторов и организаторов третьих лиц;
- Использовать исключительные права на созданные произведения в рамках исключительной лицензии, заключенной сроком на 10 лет и являющейся неотъемлемой частью данного договора, на свое усмотрение, в том числе передавать по сублицензионным договорам третьим лицам.
В общем, продюсер осуществляет промоушн – полное продвижение артиста, получая процент от совместной деятельности.
Продюсер по договору может иметь следующие обязанности:
- Оплачивать в полном объеме все траты в организуемых мероприятиях для реализации концертной деятельности.
- Оплачивать счета в гостиницах, оплачивать билеты и т.п.
А вот для исполнителя может быть такое неожиданное условие:
- Исполнитель обязуется быть всегда на связи в любое время суток и в течение 3х часов прибыть на место, которое укажет продюсер.
Могут подписываться и трехсторонние соглашения: инвестор, продюсер, артист. Но такое реже встречается.
Давайте рассмотрим судебную практику 2020 года
Определение Второго кассационного суда общей юрисдикции от 10.12.2020 по делу N 88-25981/2020 Категория спора: Агентирование. Требования принципала: О взыскании неосновательного обогащения.
Речь идет о продюсерской компании России. Ею был заключен агентский договор. Стороны: агент (компания) и принципал (артист).
По этому договору исполнитель, артист обязался оплачивать за свой счет свое карьерное развитие: «все расходы, которые осуществляются Компанией по договору, связанные с развитием профессиональной карьеры артиста на музыкальном рынке, возмещаются за счет артиста при условии их документального подтверждения».
Но доходы от деятельности артиста должны были аккумулироваться на счетах компании, и оттуда же должна была идти оплата по агентскому договору. Остатки должны были быть перечислены артисту.
Время шло, и по окончании договора артист предъявил требования показать документы, по которым можно было бы определить фактически понесенные на него расходы. Истец утверждал, что документов и доказательств не было. Он посчитал это неосновательным обогащением и предъявил иск.
Суд первой инстанции и апелляционной ему отказали.
Кассационный суд изучил документы, размер прибыли сторонами согласован:
- 70 % от прибыли, полученной компанией по сделкам, заключенным компанией в процессе выполнения ею в качестве эксклюзивного агента своих обязательств по договору относительно концертных выступлений артиста, а также участия в различных коммерческих мероприятиях, в частности, фото и/или видеосъемках, участие в съемках телепрограмм и т.п.;
- 50% от прибыли, полученной компанией по сделкам относительно использования произведений, созданных творческим трудом артиста самостоятельно и/или в соавторстве (в части соответствующей авторской доли артиста в каждом конкретном произведении, указываемой в соответствующем приложении к договору), в частности, сумм вознаграждения, выплаченных третьими лицами, получившими от компании соответствующие лицензии на использование произведений, пропорционально авторской доле;
- 50% от прибыли, полученной компанией по сделкам относительно использования исполнений (записей исполнений), созданных творческим трудом артиста самостоятельно и/или в соисполнительстве, в частности, сумм вознаграждения, выплаченных третьими лицами, получившими от компании соответствующие лицензии на использование исполнений, пропорционально доле артиста.
Кассация поддержала выводы нижестоящих судов:
- в период действия договора стороны подписывали отчеты, в которых определялся размер выплат, причитающихся артисту;
- На основании подписанных сторонами отчетов Компанией в адрес артиста осуществлялись выплаты;
- Во исполнение ч. 3 ст. 1008 Гражданского кодекса РФ договором предусмотрен трехдневный срок, в течение которого артист должен сообщить Компании имеющиеся возражения, однако ответчик ни в течение указанного срока, ни в предусмотренный законодательством тридцатидневный срок каких-либо возражений, либо уведомлений истцу не направлял.
В итоге, в удовлетворении иска отказано.
Исходя из материалов этого дела, мы видим, что довольно значительные суммы удерживают продюсерские компании. Можно ли такую сделку считать кабальной? Нет, ведь никто не принуждает. Можешь лучше – делай сам. Но если вы попали действительно в тяжелые кабальные условия по договору, звоните нам, мы найдем решение.
Но и артисты могут предъявлять интересные требования.
Райдер – это лист - требование, которое предъявляет артист принимающей стороне во время гастролей и концертов.
Вот самые неожиданные условия из райдера
- 10 танцовщиц живота в гримерку
- Мармеладные мишки (конфеты)
- Новые санузлы
- Обернуть все предметы прозрачной пленкой
Популярным артистам многое позволено… лишь бы радовали своих фанатов, не нарушая при этом закон.
С уважением к продюсерам, артистам, ваш Юрист24.
#шоу бизнес #артист #авторское право #продюсер #деньги #кумиры #право #закон #юрист #шоу