Найти в Дзене
Очерки о психопатах

Она всех вечно отражала. Такая уж она была...

По психологическому портрету Тоси. У нее не развит мир чувств и эмоций, нет внутреннего ощущения самой себя как личности и нет умения самостоятельно переживать и перерабатывать во внутреннем мире свои эмоции. Тося полностью существует во внешнем мире и использует внешние объекты предельно манипулятивно: для разрядки на них переполняющих ее эмоций.

Эмоциональные отклики (позитивные или негативные) на нашу деятельную активность (успешную или неуспешную) остаются в нашей психике в виде осознанно ощущаемых энергий различного «вкуса» и для безопасной разрядки требуют приложения усилий по концентрации на них нашего внимания.

У Тоси все проще: все возникающие эмоции, пропуская осознанность, напрямую преобразуются в деятельные импульсы и тут же реализуются на внешних объектах. Ей радостно - она прыгает, вовлекая в свою радость окружающих и не может спокойно стоять на месте. Ей грустно - она грустит громко и тоже деятельно с обязательным привлечением общественности.

Соответственно, ее идентичность держится не на комфортных ощущениях жизни в самой себе, не на ощущении себя живой только по факту того, что она себя умеет чувствовать и принимать все ощущения от самой себя как свои. Ее самоощущение работает по другому принципу: на основе построения искусственного образа, подогнанного под требования социума. На подстройке к окружению Тося компонует наиболее эффективный и продуктивный образ своего Я, который и будет являться суррогатом ее личности. Получая с помощью этого образа профит подтверждений «хорошести» и «классности», Тося воспринимает позитивные ощущения от образа, как ощущения жизни в себе.

Со знакомством с Ковригиным в этот искусственно выстраиваемый образ добавляется еще и компоненты взрослообразной (на самом деле инфантильной) женственности, основанные не на внутреннем личностном самоощущении и не на внутреннем принятии этой потребности, а исключительно как отражение: как реакция на заинтересованное поведение Ильи. Без этого внешнего подтверждения Тося женственной и взрослой себя ощущать не может, что и демонстрирует во время сцены с шапкой в клубе, прилюдно «обнажаясь» до инфантильного состояния и тем самым пытаясь уколоть Илью. "Травмированный ребенок" Тоси бросает упрек "взрослым дядям": "Эх вы!", что означает примерно следующее: "Предатели! Вы не помогли мне удержать взрослый образ!"

Многое Тося вытесняет и сублимирует. Агрессия Тоси в соответствии с требованиями социума более-менее успешно преобразуется в противоположные эмоции: энергичный восторг и восхищение. Она демонстрирует невыносимое умиление от образовательного "героизма" мамы Веры, но это - реактивное образование от настоящей эмоции раздражения. При первом знакомстве проявив черствость и отсутствие эмпатии, Тося быстро подстроилась к девчатам: по любому удобному или неудобному поводу выражая им свое одобрение: будь то приход Ксан Ксаныча или новое платье Кати – это тоже чисто функциональное отрабатывание избытка своих эмоций на девчатах.

Но при малейшем отклонении окружающих от правильного восприятия носимого ею «классного» образа, сразу слетает глянцевая обложка и показывается маленький разъяренный зверек-берсеркер. Неспособный вне образа самостоятельно контейнировать внутри себя малейшую эмоциональную перегрузку (как позитивную, так и негативную), этот зверек делегирует испытывание эмоций тем, кому в принципе по силам их на себя принять. К примеру, в сцене с шапкой нести ответственность за ее эмоции должно были максимальное количество участников.