Найти тему
Акварель с Кирой Салимовой

Контрасты в картине Михаила Врубеля «Сирень»

Оглавление

Михаил Врубель влюбился в свою будущую жену, лишь услышав её голос. И этот голос поддерживал художника всю жизнь и особенно в последние годы, когда с ним случилось самое страшное — он потерял зрение.

Репертуар Надежды Забелы Врубель всегда вдохновлял Михаила Александровича. Так, например, исполненный ей романс Сергея Рахманинова «Сирень» помог появится одноимённой картине Врубеля. Разница лишь в том, что любимой сиренью композитора была белая, а художник написал лиловую.

Сегодня в очередной раз мы поверим алгеброй гармонию и разберём контрасты картины Михаила Врубеля, чтобы прикоснуться к живописной кухне.

М. А. Врубель, Сирень, 179.5 х 161.5, Холст, Масло, Лаврушинский переулок д.10, Зал 32
М. А. Врубель, Сирень, 179.5 х 161.5, Холст, Масло, Лаврушинский переулок д.10, Зал 32
Для начала напомню, чем живопись отличается от раскрашенной картинки. Живопись построена на изменении цвета вслед за изменением формы. А разница между цветовыми пятнами называется контрастом. Так на двухмерной плоскости рождается глубина. Итак, давайте посмотрим, как эту задачу решил Михаил Врубель.

В живописи различают семь видов контрастов

Цветовой контраст

Цветовым контрастом будет любое соседство по-разному окрашенных пятен. «Сирень» изображена в лунном свете, поэтому колорит картины построен на холодных оттенках зелёного и фиолетового.

Температурный контраст

Все оттенки радуги делятся на тёплые и холодные. От красного до жёлтого они считаются тёплыми, а начиная с зелёного и до фиолетового — холодными. Тут могут возникнуть споры, куда отнести красно-фиолетовый, а ответы будут всегда разные, в зависимости от окружающих пятен. В нашем случае красно-фиолетовый — самый тёплый цвет полотна, ведь кисти сирени окружают синие и сине-зелёные мазки.

Контраст дополнительных цветов

Известный теоретик искусства Йоханнес Иттен составил такой цветовой круг, где напротив лежащие цвета являются дополнительными, т. е. максимально подчёркивают яркость друг друга. Три основные пары — это красный и зелёный, оранжевый и синий, жёлтый и фиолетовый.

-2

В «Сирени» Врубеля есть лёгкая перекличка зелёных и красных угловатых мазков, однако напряжение вызвано не только и не столько этим средством.

Контраст по насыщенности

Эта характеристика — отличие цвета от серого. Самыми чистыми цветами здесь написаны шапки сирени и кусочек синего неба, а вся зелень и девушка выполнены очень и очень сдержанно.

Контраст по светлоте

И эта характеристика помогает шапкам цветов выделиться в сумерках. Цветы сирени — самые светлые пятна в картине. И почти уходит в тень фигура девушки, делая персонажа призраком, эмоцией, символом бытия. Глядя на этот сюжет, каждый из нас может вспомнить что-то своё.

Контраст по размеру цветового пятна

Большое пятно сиреневого облака будто обволакивает девушку, делая её присутствие загадочным. У девушки даже нет имени, поэтому название картине дают цветы.

Контраст, которого нет

Его называют симультанным. Суть в том, что глаз хочет видеть дополнительный оттенок рядом с пятном яркого цвета. Поэтому тёмные листья сирени написаны с небольшим добавлением зелёного цвета — чтобы подчеркнуть красно-фиолетовую сирень.

А вы чем бы хотели дополнить мой разбор? Какое ещё выразительное средство заметили?

Все статьи этой рубрики можно посмотреть по тегу #контрасты_кс — жмите на него.

Берегите вдохновение!

Ваша К. С.