Найти тему

Как мост Лейтенанта Шмидта из Ленинграда в Тверь уехал (забавная история, как мосты по СССР кочевали)

Друзья, скажите мне, вы когда-нибудь слышали истории о том, как мосты переезжают из города в город?
Конечно, можно представить себе, что такое может произойти частично - ну там ограду перенесут или целый фонарь даже. Но чтобы пролёты целиком мигрировали и перебирались из города в Ленинград в город Калинин (ныне Тверь)? А ведь была такая история и сейчас я вам о ней подробно расскажу.

Староволжский и Нововолжский мосты в Твери
Староволжский и Нововолжский мосты в Твери

Но для начала нам нужно немного углубиться в историю. Идёт далёкий-далёкий 1842 год. В столице Российской Империи, городе Санкт-Петербурге, нет ни одного полноценного моста через Неву. Да, существует наплывной Исаакиевский мост, состоящий из барок-плашкоутов, но переправа эта совершенно не соответствовала статусу столицы крупнейшей мировой империи. Да и пропускная способность у моста оставляла желать лучшего. В общем, в том самом 1842 году наконец-то начинается проектирование чугунного моста на каменных опорах.

наплывной Исаакиевский мост
наплывной Исаакиевский мост

Закладка моста состоялась 1 января 1843 года (новогодние праздники? вы о чём вообще?). Руководил постройкой моста майор Станислав Валерианович Кербедз, зарекомендовавший себя как честный человек и одарённый инженер. К моменту постройки моста Кербедз станет полковником, а потом и до генерала-майора дослужится.

Благовещенский мост
Благовещенский мост

21 ноября 1850 новый Благовещенский мост был открыт и сразу стал одной из визитных карточек города, более того - его называли восьмым чудом света. На тот момент в мире просто не было подобных реализованных проектов мостов, поэтому гордиться действительно было чем. В 1855 году умирает император Николай Первый и мост переименовывают в Николаевский.

суета около Николаевского моста
суета около Николаевского моста

В 1918 году Николаевский мост снова переименовывают. Теперь это мост Лейтенанта Шмидта. Ну а в 1933 году началась навигация по Беломоро-Балтийскому каналу, которая привела к сильнейшему увеличению водного трафика на Неве. Старый мост Лейтенанта Шмидта с ней не справлялся - у него был очень небольшой разводной пролёт, к тому же расположенный близко к берегу - проводка судов осуществлялась с ювелирной точностью и очень медленно. Надо было что-то делать.

В 1936 году началась реконструкция моста, фактически означавшая возведение новой переправы. Ну а чугунные арки, отлитые ещё при императоре, убрали в запасники до лучших времён. Там они и пролежали около 20 лет.

Мост Лейтенанта Шмидта после реконструкции. Автор фото - Н. Штерцер
Мост Лейтенанта Шмидта после реконструкции. Автор фото - Н. Штерцер

А теперь перенесёмся в Тверь. Вернее, тогда ещё Калинин. Начало 1950-х годов, в городе существует всего одна переправа. Удивительно красивый, но в то же время очень узкий Староволжский мост.

-6

В процессе восстановления города после Великой Отечественной Войны принято решение строить ещё один мост, который решили назвать мостом имени Калинина, но горожане сразу же прозвали его Нововолжским.
Тут-то вспомнили и про пролёты моста Лейтенанта Шмидта, хранящиеся. в запасниках. Решено было использовать их в строительстве. Ну а чего добру пропадать?

Нововолжский мост
Нововолжский мост

3 ноября 1956 года мост был открыт для движения и чугунные опоры наконец-то обрели покой. Удивительный факт: если считать бесконечные переименования, то опоры моста функционировали в 5 городах (Санкт-Петербург, Петроград, Ленинград, Калинин и Тверь) и на 5 мостах (Благовещенский, Николаевский, Лейтенанта Шмидта, имени Калинина, Нововолжский). Насыщенная жизнь получилась, ага.

Нововолжский мост
Нововолжский мост

А вы слышали когда-нибудь про этот исторический факт?

ПОДПИСАТЬСЯ НА КАНАЛ