Из всех видов театров именно драматический оказался в самой жесткой, так и хочется сказать, драматичной, конкуренции с кинематографом. Балетное и оперное искусство в силу своей специфичности избежало прямого столкновения с кино, когда последнее стало набирать силу и забирать зрителя. На мой взгляд, есть 5 главных причин, по которым драматический театр проигрывает кино.
1. Статичность.
В театре действие происходит на одной игровой площадке - сцене. Зритель смотрит на происходящее с одного ракурса. И если он неудачный (дальний ряд, боковые места в ряду), то наблюдение за действом требует напряжения внимания, слуха. А это утомительно и это снижает интерес. Увидеть актеров крупным планом из зала можно с первого десятка рядов. С более дальних рядов, не говоря уже о последних, их можно различать лишь по костюмам и голосам.
Экран в кинотеатре делает любой ряд в зале практически первым. Все актеры как на ладони, на каком бы плане в кадре они ни находились. Хорошо видно, громко слышно, поэтому смотрится легко и без напряжения.
2. Декоративное оформление
Антураж спектакля в театре создают декорации за сценой и ограниченный набор предметов интерьера на сцене. Они меняются, как правило, в антракте спектакля.
Современное кино не знает границ в моделировании антуража. Зрелищность с потрясающей детализацией самых ярких моментов сегодня один из важнейших факторов привлекательности кино.
3. Музыка
В театре музыка – фрагмент спектакля. Она звучит по ходу действия в виде аудиозаписи. Как правило, это отрывки из уже существующих произведений, созвучные теме спектакля.
В кино музыка – неотъемлемая часть фильма. Она сливается с игровым действием воедино, оказывая на зрителя мощное эмоциональное воздействие. Музыка для фильма всегда уникальна.
4. Тематика
Репертуар театра достаточно консервативен. Обязательно присутствуют спектакли по произведениям русских и зарубежных классиков литературы 18-19 веков с актуальной для того времени тематикой. Современные произведения тоже большей частью философски социальны.
Кино многожанровое. Из большого кинопредложения всегда можно выбрать то, нравится или то, что сейчас по настроению. Кино в меньшей степени направлено на социальную проблематику и в большей на отдых и развлечение.
5. Поколения
Смена поколений – это, пожалуй, самая важная причина, по которой театр проигрывает кинематографу. Заядлые театралы, знатоки и ценители драматического сценического искусства – это поколения 20 века, много пережившие и много размышляющие о пережитом.
Поколениям 21 века свойственен другой тип мышления. В нем меньше философии, а значит меньше глубины, анализа, поиска соответствий, размышлений об общем и частном. Большинству театр не интересен в принципе. Они не выбирают между театром и кинотеатром. Они выбирают между залами кинотеатра. Критиковать и осуждать их не за что. Они - продукт своего времени, Они другие, потому что другой стала сама жизнь.
Если вам нравятся публикации канала, буду рада вашей подписке.
.