Найти тему

Достоверность и обоснованность результатов обеспечена: комплексной методологической обоснованностью исходных позиций исследовани

Содержание художественно-эстетической деятельности студентов включает постижение произведений духовной и классической литературы, музыки, иконописи и живописи, содействующее избранию студентами пути самоотверженного служения высшему духовному началу в человеке, «светлой духовности», внимательному исследованию своего духовного мира, направленности духовных исканий, стремлению к духовному саморазвитию, самоопределению и самосовершенствованию.

5. Содержание воспитания духовно-эстетической культуры студентов определяет его задачи и формы и включает следующие направления: удовлетворение духовных и эстетических потребностей студентов, сохранение их восприимчивости к искусству, овладение студентами опытом духовной художественно-эстетической и творческой деятельности, самовоспитание, самооценку, самоанализ, саморазвитие, самосовершенствование, обеспечение роста их духовно- эстетической культуры.

Формы организации духовно-эстетического воспитания детерминированы его содержанием: литературно-театральная студия, театрализованные представления, народные праздники, литературно-музыкальные вечера, беседы, диспуты, конференции, фестивали, которые выстроены на основе принципов: индивидуального и коллективного взаимодействия, взаимосвязи духовной христианской и светскрр классической литературы, музыки, иконописи и живописи; творческрго сотрудничества руководителя и студийцев, всеобщей увлеченности христианским и светским искусством.

Дух студийности, пробуждение художественных наклонностей, раскрытие в себе образа Творца, стремление к вечным ценностям, к культуре, к Богу, к самосовершенствованию; глубина осмысления и степень сформированности эстетических умений, навыков являются критериями развитости духовно-эстетической культуры студентов.

Научная новизна исследования заключается в том, что в нем;

- в парадигме духовно ориентированного воспитания определена сущность духовно-эстетической культуры студентов, включающая чувственно-эмоциональное созерцание и эстетическое восприятие, ценностно-смысловое постижение добродетелей, стремление к самосовершенству и эстетическому преображению себя и окружающего мира;

- в рамках конструктивного диалога между светской и русской религиозной педагогикой и эстетикой выделены особенности воспитания духовно-эстетической культуры студентов, заключающиеся в интеграции чувственного и рационального компонентов духовного мира личности;

- выявлены возможности интеграции христианского и светского искусства к^к средства гармонизации духовно-эстетической культуры студентов, развивающие их ценностно-смысловые способности постигать искусство, мир в целом, духовно насыщая эмоционально-чувственные переживания;

- определено содержание художественно-эстетической деятельности студентов на основе творческого постижения эстетических ценностей, в результате которой студенты обретают духовные смыслы собственной жизнедеятельности;

- разработана теоретическая модель духовно-эстетического воспитания студентов, базирующаяся на принципах индивидуального и коллективного взаимодействия, взаимосвязи духовной христианской и светской классической литературы, музыки, иконописи и живописи; творческого сотрудничества руководителя и студийцев, всеобщей увлеченности христианским и светским искусством.

Практическая значимость исследования заключается:

- в эффективном внедрении содержания, средств, методов и форм организации духовной художественно- эстетической и творческой деятельности студентов факультетов менеджмента и коммерции Ростовского института филиала Российского государственного торгового-экономического университета, исторического и филологического факультета РГУ, автотранспортного колледжа; в разработке пакета диагностических методик изучения духовно-эстетической культуры студентов, ориентирующихся на критерии ее развитости: дух студийности, пробуждение художественных наклонностей, раскрытие в себе образа Творца, стремление к вечным ценностям, к культуре, к Богу, к самосовершенствованию; глубину осмысления и степень сформированное™ эстетических умений, навыков;

- в творческом использовании разработанных теоретических положений и выводов, являющихся основой для внедрения авторского спецкурса «Вдохновение», ориентирующего на обогащение духовно-эстетического потенциала аудиторной и внеаудиторной деятельности студентов;

- в возможности использования полученных результатов исследования в воспитательном процессе школ, колледжей и вузов на основе духовно ориентированных педагогических технологий.