Максимальное увеличение диаметра втулки цилиндра у большинства ДВС, наблюдается в районе первого-второго верхних компрессионных колец, при положении поршня в ВМТ (верхняя мёртвая точка).
- При этом, наибольшая ось эллипса, направлена к плоскости качания шатуна.
У крейцкопфных дизелей, где нормальные усилия, действующие на поршень, воспринимаются не стенками втулки, а параллелями, ориентация большой оси эллипса зависит, от качества центровки (привалки) поршня в цилиндре.
Изнашивание втулки по диаметру в совокупности с изнашиванием поршневых колец и тронка поршня, приводит к увеличению зазоров между втулкой и поршнем и в стыке колец, нарушает плотность прилегания последних к зеркалу цилиндра.
- При этом происходит увеличение прорыва газов в картер, повышенный угар масла и ухудшение его свойств, пригорают поршневые кольца, затрудняется пуск и снижается экономичность дизеля.
В двухтактных дизелях износ наблюдается на перемычках между выпускными окнами, достигающий в ряде случаев значений износа в верхней части втулки, а иногда и превышающий их.
- Это объясняется коррозийным действием выпускных газов, высокой температурой стенок цилиндра из-за отсутствия надёжного охлаждения в этих местах, неблагоприятными условиями смазки в районе выпускных окон, деформацией втулки.
Характер распределения зон изнашивания поверхности втулок цилиндров двухтактных дизелей, в значительной степени зависит от системы газообмена в цилиндре, так как каждой системе свойственны типичное направление потоков воздуха и продуктов сгорания и определённая тепловая деформация стенок втулок.
У втулок цилиндров дизелей с расходящимися поршнями и с прямоточно-щелевой схемой газообмена выявляются два пояса максимальных износов:
- в районах первых поршневых колец верхнего и нижнего поршней, при их максимальном сближении в такте сжатия.
Значение удельного износа Иу (на 1000 ч работы) в районе выпускных окон составляет 0,020-0,025 мм,
- среднее же значение износов в районе первых поршневых колец при их максимальном сближении значительно больше – 0,09 мм на 1000 ч.
Повышенный износ в районе выпускных окон бывает при поперечной и петлевой продувках.
При прямоточно-клапанной схеме газообмена, попадание частичек нагара в нижнюю часть цилиндра маловероятно, так как поток продувочного воздуха направлен вверх;
значение Иy (значение удельного износа):
- в верхней части втулок для данных дизелей составляет 0,11 мм,
- а в районе продувочных окон – только 0,02 – 0,03 мм.
Опыт эксплуатации МОД (малооборотные двигатели) показывает, что нормальное значение Иy (значение удельного износа) втулок цилиндров:
- при работе дизеля на топливе с содержанием серы до 1,5 % не должно превышать 0,05-0,07 мм.
- а при работе на топливе с содержанием серы свыше 1,5 % – 0,08-0,12 мм.
У ВОД (высокооборотные двигатели) в зависимости от их конструкции, при работе на малосернистом топливе Иу (значение удельного износа) может изменяться в пределах от 0,02 до 0,21 мм.
Рекомендуем к прочтению:
Статья и фото: “Журнал Морского Волка”
Если Вам понравилась статья, не забудьте поставить оценку. Подписывайтесь на канал, пишите комментарии, задавайте вопросы.