Найти тему

Цилиндровые втулки Морского дизельного двигателя

Оглавление

Максимальное увеличение диаметра втулки цилиндра у большинства ДВС, наблюдается в районе первого-второго верхних компрессионных колец, при положении поршня в ВМТ (верхняя мёртвая точка).

  • При этом, наибольшая ось эллипса, направлена к плоскости качания шатуна.

У крейцкопфных дизелей, где нормальные усилия, действующие на поршень, воспринимаются не стенками втулки, а параллелями, ориентация большой оси эллипса зависит, от качества центровки (привалки) поршня в цилиндре.

Цилиндровая втулка двухтактного, малооборотного, крейцкопфного, с двумя ГТН (газо-турбо-нагнетатель) Главного двигателя "B&W", с прямоточно-клапанной схемой газообмена (продувкой). Фото автора.
Цилиндровая втулка двухтактного, малооборотного, крейцкопфного, с двумя ГТН (газо-турбо-нагнетатель) Главного двигателя "B&W", с прямоточно-клапанной схемой газообмена (продувкой). Фото автора.

Изнашивание втулки по диаметру в совокупности с изнашиванием поршневых колец и тронка поршня, приводит к увеличению зазоров между втулкой и поршнем и в стыке колец, нарушает плотность прилегания последних к зеркалу цилиндра.

  • При этом происходит увеличение прорыва газов в картер, повышенный угар масла и ухудшение его свойств, пригорают поршневые кольца, затрудняется пуск и снижается экономичность дизеля.

В двухтактных дизелях износ наблюдается на перемычках между выпускными окнами, достигающий в ряде случаев значений износа в верхней части втулки, а иногда и превышающий их.

  • Это объясняется коррозийным действием выпускных газов, высокой температурой стенок цилиндра из-за отсутствия надёжного охлаждения в этих местах, неблагоприятными условиями смазки в районе выпускных окон, деформацией втулки.
Характер распределения зон изнашивания поверхности втулок цилиндров двухтактных дизелей, в значительной степени зависит от системы газообмена в цилиндре, так как каждой системе свойственны типичное направление потоков воздуха и продуктов сгорания и определённая тепловая деформация стенок втулок.

У втулок цилиндров дизелей с расходящимися поршнями и с прямоточно-щелевой схемой газообмена выявляются два пояса максимальных износов:

  • в районах первых поршневых колец верхнего и нижнего поршней, при их максимальном сближении в такте сжатия.

Значение удельного износа Иу (на 1000 ч работы) в районе выпускных окон составляет 0,020-0,025 мм,

  • среднее же значение износов в районе первых поршневых колец при их максимальном сближении значительно больше – 0,09 мм на 1000 ч.
Повышенный износ в районе выпускных окон бывает при поперечной и петлевой продувках.
Главный морской судовой двигатель "B&W", двухтактный, крейцкопфный, с прямоточно-клапанной схемой газообмена (продувкой) и двумя ГТН. Фото автора.
Главный морской судовой двигатель "B&W", двухтактный, крейцкопфный, с прямоточно-клапанной схемой газообмена (продувкой) и двумя ГТН. Фото автора.

При прямоточно-клапанной схеме газообмена, попадание частичек нагара в нижнюю часть цилиндра маловероятно, так как поток продувочного воздуха направлен вверх;

значение Иy (значение удельного износа):

  • в верхней части втулок для данных дизелей составляет 0,11 мм,
  • а в районе продувочных окон – только 0,02 – 0,03 мм.
Цилиндровая втулка двухтактного, малооборотного, крейцкопфного, с двумя ГТН (газо-турбо-нагнетатель) Главного двигателя "B&W", с прямоточно-клапанной схемой газообмена (продувкой). Внизу на фото, продувочные окна (впускные) цилиндровой втулки. Фото автора.
Цилиндровая втулка двухтактного, малооборотного, крейцкопфного, с двумя ГТН (газо-турбо-нагнетатель) Главного двигателя "B&W", с прямоточно-клапанной схемой газообмена (продувкой). Внизу на фото, продувочные окна (впускные) цилиндровой втулки. Фото автора.

Опыт эксплуатации МОД (малооборотные двигатели) показывает, что нормальное значение Иy (значение удельного износа) втулок цилиндров:

  • при работе дизеля на топливе с содержанием серы до 1,5 % не должно превышать 0,05-0,07 мм.
  • а при работе на топливе с содержанием серы свыше 1,5 % – 0,08-0,12 мм.
У ВОД (высокооборотные двигатели) в зависимости от их конструкции, при работе на малосернистом топливе Иу (значение удельного износа) может изменяться в пределах от 0,02 до 0,21 мм.

Рекомендуем к прочтению:

Статья и фото: “Журнал Морского Волка”

Если Вам понравилась статья, не забудьте поставить оценку. Подписывайтесь на канал, пишите комментарии, задавайте вопросы.

-5