Найти тему
Роман Апрелев

“Дом для богатых”: пожилой Гафт и молодой Хабенский

На последнем излете ХХ века режиссер Владимир Фокин по сценарию Анатолия Гребнева поставил фильм “Дом для богатых”, мельком окинув историю России на примере одного особняка. Действие разворачивается в трех временах: в 1857 (или около того) году, в советскую эпоху и в “наши дни”. Последний период я поставил в кавычки, потому что с тех пор прошло уже два десятилетия. Но, если вам больше 30, то рубеж столетий вы должны хорошо помнить.

Кадр из "Дома для богатых"
Кадр из "Дома для богатых"

Самая интересная часть как раз относится к той устаревшей современности. Здание сразу было домом для богатых людей: в XIX веке тут жили люди благородного сословия. В следующем временном пласте квартируют уже обычные труженики социализма. И они же, только постаревшие, сталкиваются с правилами капитализма. В дом приходит покупатель - разбогатевший деятель шоу-бизнеса с лицом Валентина Гафта. В картине снялись и другие знаменитые актеры: звезда 90-х Евгений Сидихин и практически неизвестный на тот момент Константин Хабенский.

Кадр из "Дома для богатых"
Кадр из "Дома для богатых"

Герой Гафта - центральный в сюжете, он его движитель. Когда-то был обычным советским интеллигентом, но в новых условиях оказался наверху. И захотел прильнуть к чему-то исторически значимому. А в этих стенах, возможно, бывал Достоевский! Этот персонаж, конечно, не бандит, каких в той эпохе было ничуть не меньше, чем успешных деятелей эстрады. Его эволюцию можно проследить даже по четырем женам. Мы видим только трех бывших, а новая отсутствует, она сейчас в Израиле. Их он называет либо полным именем, либо с добавлением отчества. А нынешняя - Нинка.

И студент Юра, которого сыграл Хабенский, наверно, парень со своими мечтами. Но все принципы отбрасывает подальше, когда появляется возможность заработать. И идет в услужение (не на службу - в услужение) к нуворишу Роману, помогает выселить старых жильцов, освободить жилплощадь.

Кадр из "Дома для богатых"
Кадр из "Дома для богатых"

Сдирают выцветшие обои, а под ними - слоями газеты. Эти летописи прошлого столетья. Они помнят и блокаду Ленинграда, и другие вехи истории. Дом-то старый. И теперь это снова дом для богатых. Смысл метафоры, полагаю, понятен.