Считаем ли мы братьев Аркадия и Бориса Стругацких на самом деле великими писателями? Как мне кажется, они вполне себе заслужили, чтобы про них можно было сказать «наше всё», ибо книги братьев, заслуженно считаются литературным достоянием России. Писали они хорошо, и писали они очень интересно. Кто не зачитывался их произведениями? По большей части, их книги были просто прекрасными и потрясающими – в них были интересные предположения и интересные сюжеты. Там ставились на самом деле интересные вопросы, были интересные решения этих вопросов – в общем, это на самом деле прекрасные книги. Были. По большей части, так как с ними, увы, далеко не всё так просто…
Немало было вопросов на тему того, что в книгах братьев есть очень много нестыковок – в тех книгах, которые, вроде бы, описывают один и тот же мир. Да, я про Мир Полудня сейчас. То инструкции для ГСП разные, то герои действуют как-то не так, то Горбовский, который должен был, без вариантов, умереть на Радуге, внезапно спокойно себе, и без каких-либо объяснений, действует и в других произведениях. Про Горбовского, кстати, Борис говорил разное…
«Совершенно неважно, как именно они уцелели. Согласен, что было бы тупо и скучно, если бы прилетела „Стрела“ и всех спасла, как предлагал Слава Рыбаков. Ну, тогда считайте, что две Волны просто столкнулись и взаимоуничтожились, при этом по непонятной причине Волна на своём пути никого не убила — просто прошла сквозь людей, уже приготовившихся умереть»
Собственно, там очень много всего было – например, «Далёкая радуга» изначально задумывалась, как последняя книга про Мир Полудня, но… не срослось – и Горбовского пришлось срочно «воскрешать». А вообще, есть небольшая проблема с этими книгами, про Мир Полудня. Дело в том, что обычно, когда автор, или много авторов (есть немало хороших многоавторских серий), пишут некий «сериал», то они имеют что-то вроде плана, где есть единая сюжетная и/или временная линия, в которой и действуют те или иные персонажи. И, если есть некий герой или персонаж, который действует в разных произведениях, то автор (или авторы) стараются как-то более-менее грамотно писать о нём. И о разного рода… сопутствующих вещах автор тоже старается писать так, чтобы события одних произведений не противоречили событиям других. Думаю, приводить примеры таких вот книжных «сериалов» и разного рода многоавторских серий, не надо, так как все мы тут люди начитанные и все, как минимум, несколько таких вещей знаем и читали…
Но, то другие авторы. К сожалению, Аркадий и Борис не задумывали именно сериал про Мир Полудня (хотя, всё же, если говорить честно – получилось у них неплохо!). Вот, например, я писал про «Обитаемый остров», который вообще задумывался, просто как «глупенький приключенческий боевик». И у меня лично нет уверенности в том, что пока они его писали и «воевали с цензурой», они старались как-то «привязать» его именно к тому, что было в Мире Полудня. Вот, например, очень хорошо было подмечено насчёт того, что уничтожение корабля Максима Каммерера было, что называется, «шито белыми нитками» – как Зеф с напарником смогли попасть на корабль и взорвать силовые элементы? Можно например, вспомнить, что на такие корабли попасть, вообще-то, не так уж и просто. Там стояла такая «мембрана», которая пропускала землян – и не пропускала всех остальных. То есть, так как Зеф землянином совершенно точно не был – он не смог бы попасть в корабль и что-то там сделать. Нет, конечно, по идее, он мог пострелять в него из гранатомёта (вроде какие-то гранатомёты у них были – Максим сам потом стрелял из такого) – но корабль, рассчитанный на действия в далёком космосе, способный противостоять атаке метеоритов, имеющий, скорее всего, разного рода системы защиты от этих самых метеоритов… Я очень сильно сомневаюсь, что на него хватило бы двух или даже трёх выстрелов из гранатомёта… И это – даже после того, как корабль выдержал (и успешно!) попадание двух ЗУРов… Кстати, если ракеты были чем-то вроде С-400, то корабль на самом деле был довольно прочным…
И, собственно, если анализировать все книги по Миру Полудня – то такие вот «косяки», ляпы и прочее встречаются довольно часто. На самом деле, у братьев было несколько «мини-сериалов». Это книги про «Тахмасиб» и Жилина – то есть, трилогия Быкова и «Хищные вещи века», так как «Вещи» являются, скажем так, сюжетным продолжением (хоть и не прямым) истории Ивана Жилина, это трилогия Каммерера, хотя, сказать честно, Каммерер из «Острова», «Жука» и «Волны гасят ветер» – такое ощущение, совершенно разный человек. Нет, можно понять, что парень работал над собой, как-то развивался, как личность человек – и на самом деле это очень хорошо, но вот то, что стили всех произведений совершенно разные – увы, не идёт им на пользу.
Кто-то скажет, что «да как ты смеешь критиковать самих Стругацких! Ты сам-то чего-то добился?». Вообще, я не говорю, что мне их книги не нравятся. Они на самом деле писали здорово и интересно. Особенно мне понравились именно их ранние произведения – типа той же трилогии Быкова, типа «Возвращение. Полдень. XXII-й век» и других произведений. Понравился и «Обитаемый остров», и «Парень из преисподней». Кто-то говорил, что «Парень» – это попытка сделать «фашиста» симпатичным. А я не соглашусь. Дело в том, что Гаг, несмотря на свою реакцию, несмотря на своё отторжение всего того, что он увидел на Земле, изменился. Ведь именно по этой причине он не просто потребовал, чтобы его вернули домой, но и изменил свой характер.
«Да нет, это был алаец. Обыкновенный алаец-южанин… Наваждение. Они подошли к машине. Водитель, бурча и клокоча, полез в кабину, гаркнул оттуда: "Давай!", и сейчас же заревел двигатель, и Гаг, встав между девушкой и врачом, изо всех сил уперся плечом в борт, воняющий мокрым железом. Завывал двигатель, грязь летела фонтаном, а он все нажимал, толкал, давил и думал: "Дома. Дома…"»
Так что, и Гаг этот, простой мальчишка, которого забрали, фактически, с того света, и другие герои той поры – про них на самом деле было интересно читать. И тема Контакта, что была описана в «Извне», «Пикнике на обочине» и «Малыше» – получилась очень хорошо и интересно. И ведь, что самое интересное – нигде в этих произведениях, никакого Контакта так и нет. Мы не знаем, чей это был корабль в «Извне», собственно, мы вообще ничего не знаем об этом корабле, кроме того, что он вполне себе может странствовать по Галактике уже не одну сотню лет, мы не знаем, кто был теми пришельцами, что устроили Посещения в «Пикнике», и мы совершенно точно никогда не узнаем, кто же спас Малыша на той планете и кому принадлежали те загадочные «усы»… Да и кто же такие эти Странники, которые и разместили свой оборонный спутник на орбите той планеты, где нашли Малыша – мы тоже не узнаем (хотя, теория насчёт того, что именно Странники устроили этот Град обречённый – становится всё интереснее, как мне кажется!).
Так что, я вовсе не критикую Стругацких. Я просто хочу сказать, что не надо искать нестыковки в их Мире Полудня, так как они не ставили своей задачей описать такой цельный мир, как, например, «История будущего» Хайнлайна. Они просто писали так, как им было удобно. И они добились успеха – о них помнят, их книги читают и перечитывают! Хорошо, что они жили и творили!