Если вы помните, в СССР жизнь измерялась пятилетками. Даже лозунги были типа «Выполним пятилетку за три года!». Но это к слову. А мы вам предлагаем взглянуть на перспективный ряд авто, запланированный на запуск в серию с 1981 по 1985 годы. А заодно познакомиться и с теми, кого же они должны были заменить.
Пойдем прямо по алфавиту и начнем с ВАЗ-2105. Хорошо известная «пятерка» встала на конвейер в 1980-м и должна была заменить ВАЗ-21011, выпускавшийся с 1974 года. В техническом плане новинка ничем не отличалась от предшественницы, зато имела более современную внешность, интерьер и пониженный уровень шума.
Предполагалось, что соотношение выпуска между ВАЗ-2105 и ВАЗ-21011 должно было поменяться с 110 тысяч против168 тысяч в 1981-м на 214 тысяч против 119 тысяч в 1985-м.
В 1982 году должна была стартовать «семерка». Ее задачей было заменить «трешку», выпускавшуюся с 1972 года. Как и в случае с «пятеркой», преимуществами машины должны были стать более современная внешность и сниженный шум.
Правда, в данном случае заметного снижения выпуска ВАЗ-2103 не планировалось: 108 тысяч в 1982 году и 106 тысяч в 1985-м. А вот ВАЗ-2107 должна была за три года достичь показателей в 214 тысяч. Тое есть, сравняться с ВАЗ-2105.
Удивительное дело, но выпуск совершенно нового типа легковушек в 1984 году готовился как замена… ВАЗ-2105, которая только-только начала производиться. ВАЗ-2108 был совершенно новым автомобилем. Передний привод, кузов хетчбэк, всего три двери. При этом машина была легче на 125 кг и даже имея менее мощный мотор обладала лучшей динамикой.
Вероятно, столь контрастное отличие «восьмерки» от классических «Жигулей» не вселяло уверенности, что машину удастся быстро освоить в производстве. Поэтому к 1985 году планировался выйти на ежегодный выпуск всего в 50 тысяч штук.
Зато вне времени и пространства уже тогда оставалась «Нива». Начав в 1977 году свое победное шествие, ВАЗ-2121 просто шел вперед, не нуждаясь в обновлении или замене.
Даже каких-то серьезных планов по изменению данной ситуации не было. 1981 году должно было быть выпущено 65 тысяч этих вездеходов. А к 1985-му данная цифра вырастала всего до 75 тысяч. Медленно, но уверенно.
В 1981 году должна была выстрелить новая «Волга». И это без прикрас. ГАЗ-3102 должен был стать заменой ГАЗ-24, производившемуся с 1969 года. Новинка была мощнее на 10 л.с., экономичнее на 10%, более безопасна и более современна как снаружи, так и внутри. К тому же имела повышенный на 50 тысяч километров ресурс до капремонта – 350 тыс. км.
Неудивительно, что, начав производство с 1 тысячи в 1981-м, новая модель к 1985 году должна была выйти на 70 тысяч единиц. При этом выпуск «двадцать четверки» должен был с 68 тысяч сойти на «нет».
А еще в 1983 году должна была появиться еще одна «Волга» - ГАЗ-31011. Визуально это все та же ГАЗ-3102, а вот по начинке… Предполагалось, что под капотом машины пропишется V-образная «восьмерка» мощностью 160 л.с. В паре с ней будет работать «автомат», а максимальная скорость достигнет 170 км/ч. Судя по тому, что расход топлива и планы выпуска для модели никто не высчитывал, речь шла о новой версии знаменитой «догонялки».
Фигурировала в планах на пятилетку и ГАЗ-14 «Чайка». Как и прежде, позиционировалась она как замена ГАЗ-13 «Чайка», хотя и выпускалась уже с 1977 года. Как плюсы относительно предшественницы фигурировали современная внешность и интерьер, лучшая динамика, повышенная активная и пассивная безопасность. Объем производства – «малая серия».
В 1985 году должна была прийти и замена «Запорожцу». ЗАЗ-1102 отличался от ЗАЗ-968М, как небо и земля. Прогрессивная переднеприводная компоновка, современный просторный кузов типа хетчбэк, уменьшенный на 140 кг вес, улучшенная на 10% экономичность. В конце-концов, мотор переезжал туда, куда было принято!
Но, как и в случае с «восьмеркой», новый продукт вызывал опасения. Поэтому в 1985-м предполагалось собрать всего 5 тысяч ЗАЗ-1102. В то же время и сокращение выпуска ЗАЗ-968М было в пределах этой же цифры.
Без изменений оставалась линейка правительственных лимузинов. Для ЗИЛ-117, позиционируемого как более компактная версия ЗИЛ-114, никаких замен не предвиделось. И тот факт, что в 1981 году он отметил свое десятилетие, тоже остался без внимания. А чего париться – объем выпуска все равно «малая серия».
Все вышесказанное относилось и «членовозу» ЗИЛ-4104. Правда, машина была значительно моложе – ее начали собирать вместо ЗИЛ-114 только в 1978 году. А раз предшественник смог возить верхушку ЦК на протяжении 11 лет, то и наследник сможет. Тем более, генсеки в то время за модой угнаться не старались.
Еще в 1979 году для тружеников села был запущен в серию ЛуАЗ-969М. Его предшественник прожил на конвейере всего 4 года. Унаследовав хорошую проходимость, «эмка» приобрела новый дизайн, улучшенный интерьер и даже смогла стать немного экономичнее.
Предполагалось, что производство луцкого вездехода будет постепенно наращиваться с 11,5 тысяч в 1981-м до 15 тысяч в 1985-м.
АЗЛК-2140 «люкс» - какой из любителей «Москвича» не хотел стать обладателем данной версии. При всех тех же характеристиках мотора, что и у обычного «сорокового», «люкс» официально был немного экономичнее, обладал повышенным на 10 тысяч километров ресурсом до капремонта и имел, как бы сейчас сказали, «понтовую» внешность.
Несмотря на то, что выпуск версии начался вроде как еще в 1980 году, никаких данных по 1981 году в планах нет. Только к 1985-му появляется цифра в 40 тысяч машин. На фоне стандартного АЗЛК-2140 – это немного. Тот производился в 1981-м в количестве 154 тысяч, и «люкс» должен был просто заменить часть выпуска.
Зато в 1985-м на замену «сороковому» должен был прийти АЗЛК-2141. Перенеприводный пятидверный хетчбэк, с мотором увеличенной на 13 л.с. мощности. При большем весе он был экономичнее на 15% процентов и имел ресурс до «капиталки» в 150 тысяч против 140 тысяч километров у АЗЛК-2140.
Догадываетесь, сколько машин было запланировано собрать в 1985-м? Правильно, «нисколько», ибо 3 тысячи штук против 117+40 тысяч «классического» «Москвича» – это ни о чем…
Предполагал ли кто-то в то время, что классические «Жигули» не уступят «зубиле» и ее наследникам. А «тридцать первая» «Волга» так и не сможет заменить «двадцать четверку». Про бессмертную «Ниву» я вообще молчу…
Про перспективные автобусы ПАЗ, ЛиАЗ, КАвЗ и ЛАЗ, а так же про LCV ЕрАЗ и БелАЗы рассказано здесь